Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.07.2015 по делу N А70-4630/2015 <О признании недействующим подпункта 18 распоряжения Правительства Тюменской области от 25.12.2014 N 2368-рп "Об утверждении перечня зданий и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2015 г. по делу № А70-4630/2015

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 20 июля 2015 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ш.О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества "Таксомоторный парк"
к Правительству Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области
об оспаривании в части Распоряжения от 25.12.2014 № 2368-рп "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость",
при участии
от заявителя - Б.Г.В. на основании доверенности <...>, Т.И.Н. на основании доверенности <...>,
от Департамента имущественных отношений ТО - Ш.Е.С. на основании доверенности <...>,

установил:

Закрытое акционерное общество "Таксомоторный парк" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент, второй ответчик, уполномоченный орган) об оспаривании в части Распоряжения от 25.12.2014 № 2368-рп "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Правительство Тюменской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, своего представителя для участия в судебное заседание не направило, отзыв на заявление не представило.
Суд, руководствуясь частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Тюменской области.
В судебном заседании 07.07.2015 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ был объявлен перерыв до 13.07.2015.
Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к заявлению.
Представитель второго ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением Правительства Тюменской области от 25.12.2014 № 2368-рп "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Распоряжение № 2368-рп, Перечень), здание по адресу г. Тюмень, ул. Республики, 143 (кадастровый номер <...>) включено в перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Общая площадь указанного здания составляет 10422,1 кв. м. Здание состоит из двух строений:
- строение Литер А, общая площадь помещения составляет 1094, 30 кв. м, согласно техническому паспорту назначение строения - административное, этажность 3 этажа. Согласно свидетельству о государственной регистрации права <...> кадастровый номер нежилого помещения в нежилом строении (Литера А): <...>, условный номер <...>;
- строение Литер В. В1, общая площадь помещения составляет 9327, 80 кв. м, согласно техническому паспорту назначение строения - гараж, этажность 2 этажа. Согласно Свидетельству о государственной регистрации права <...> кадастровый номер нежилого помещения в нежилом строении (Литеры В, В1): <...>, условный номер <...>.
Собственником указанного выше здания является Общество.
Заявитель полагает, что данные по указанному объекту внесены в Перечень, утвержденный Распоряжением № 2368-рп, ошибочно, в связи с чем, обратился в Департамент с заявлением от 30.01.2015 об исключении здания, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143 из Перечня.
Рассмотрев заявление Общества, Департамент направил в адрес заявителя письмо от 04.02.2015 № 02542/08-1, в котором указал на отсутствие оснований для исключения из Перечня здания, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143.
Позиция Департамента мотивирована тем, что спорное здание включено в Перечень на основании информации, предоставленной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области (далее - орган кадастрового учета) о разрешенном использовании земельного участка под объектом, площади объекта, году его постройки.
Из письма Департамента следует, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143, с кадастровым номером <...>, площадью 13 704,1 кв. м имеет разрешенное использование: "для эксплуатации административно-производственных помещений и сооружений". На кадастровом учете стоит нежилое здание с кадастровым номером <...>, площадью 14 215 кв. м, год постройки - 2008.
Таким образом, Департамент пришел к выводу о том, что спорное здание является административно-деловым центром, полностью соответствующее параметрам, установленным частью 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, необходимые для включения в Перечень.
Аналогичные выводы содержатся также в письме Департамента от 18.05.2015 № 05837/08-1 на обращение заявителя о предоставлении копии соответствующих документов.
Кроме этого, Департамент также сообщил о том, что обследование указанного объекта недвижимого имущества и мероприятия по определению вида фактического использования не проводились, акт об определении фактического использования указанного объекта не составлялся.
Полагая, что Распоряжение № 2368-рп Правительства Тюменской области частично нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что разрешенное использование земельного участка, принадлежащего Обществу - "для эксплуатации административно-производственных помещений и сооружений".
В связи с чем, заявитель полагает, что не соблюдены условия, указанные в подпункте 1 пункта 3 статьи. 378.2 Налогового кодекса РФ.
Из заявления следует, что строения (литер В, В1) являются производственными помещениями для осуществления ремонтных работ автомобилей и гаражом таксомоторного парка, которые не могут считаться помещениями административно-деловых центров и торговых центров (комплексов). Строение (литер А) также не относится к офисным помещениям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, так как используется для размещения персонала Общества.
По мнению заявителя, оспариваемое Распоряжение не может применяться к правоотношениям 2015 года.
Изложенная позиция поддержана Обществом в дополнениях к заявлению.
Заявитель указал, что вид разрешенного использования земельного участка по ул. Республики, 143 не относится ни к одному из установленных Мииэкономразвитием и Правилами землепользования и застройки г. Тюмени, и, следовательно, его назначение не может быть классифицировано как разрешенное в установленном порядке. Назначение зданий по адресу ул. Республики, 143 не подпадает под критерий предназначенного для административного или коммерческого назначения.
При указанных выше основаниях, а также учитывая то, что поскольку определение вида фактического использования Департаментом не проводилось, Общество полагает, что отсутствуют основания для включения спорного имущества в Перечень.
Возражая против заявленных требований, Департамент ссылается на то, что условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром установлены пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
По мнению Департамента, здание по ул. Республики, 143 является административно-деловым центром, полностью соответствует параметрам, установленным частью 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, для включения в Перечень. При включении данного здания в Перечень использовалась официальная информация, предоставленная органами кадастрового учета.
Департамент полагает, что оспариваемый акт принят в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, Закона Тюменской области от 27.11.2003 № 172 "О налоге на имущество организаций", Регламентом Правительства Тюменской области, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 20.09.2007 № 220-п.
Подробно позиция Департамента изложена в отзыве.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено приведенной статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ).
В статье 378.2 Налогового кодекса РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Законом Тюменской области от 27.11.2003 № 172 "О налоге на имущество" (далее - Закон Тюменской области о налоге на имущество) определены ставки налога на имущество организаций в пределах, установленных действующим законодательством РФ, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, а также особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Как следует из пункта 1 статьи 1.1 Закона Тюменской области о налоге на имущество налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 10 000 квадратных метров и помещений в них, введенных в эксплуатацию до 1 января 2009 года, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 указанной выше статьи Закона, уменьшается на величину кадастровой стоимости 150 квадратных метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика. В случае если при применении вычета в размере, предусмотренном настоящей статьей, налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю (пункт 2 статьи 1.1 Закона Тюменской области о налоге на имущество).
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса, статьей 1.1 Закона Тюменской области о налоге на имущество, постановлением Правительства Тюменской области от 26.11.2014 № 595-п, оспариваемым Распоряжением утвержден Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Судом установлено, что в данный Перечень включено имущество, принадлежащее заявителю, а именно, здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143 (л.д. <...>).
Департамент полагает, что спорный объект полностью соответствует условиям для признания объекта недвижимости административно-деловым центром, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Между тем, суд находит доводы ошибочными, исходя из нижеследующего.
Анализ положений пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ позволяет прийти к выводу о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154 утверждены Правила землепользования и застройки города Тюмени (далее - Правила № 154).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316. Пунктом 11 Правил установлено, что Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
В результате анализа изложенных выше норм, а также представленных в материалы дела документов, суд установил, что Департаментом не доказана правомерность отнесения спорного земельного участка к видам разрешенного использования земельных участков, установленных приказом Минэкономразвития № 39 от 15.02.2007.
Суд установил, что согласно кадастровой выписке о земельном участке <...> земельный участок с кадастровым номером <...> имеет разрешенное использование - "для эксплуатации административно-производственных помещений и сооружений".
Данное обстоятельство Департаментом фактически не оспаривается.
Доводы Департамента о соответствии поименованного земельного участка пункту 1.2.9 приказа Минэкономразвития № 39 от 15.02.2007, предусматривающего размещение, в том числе, административных зданий, судом не могут быть приняты, ввиду следующего.
Так, Департамент утверждает, что здание, расположенное на данном земельном участке является единым нежилым объектом общей площадью 10 565, 2 кв. м.
В связи с чем, Департамент полагает, что здание по ул. Республики, 143, является административно-деловым центром, что полностью соответствует параметрам, установленным частью 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, для включения в Перечень.
Однако Департаментом не учтено, что согласно представленного в материалы дела технического паспорта нежилого помещения, расположенного по адресу: ул. Республики, 143 и экспликации к плану объекта недвижимости, общая площадь всех помещений составляет 9 327,80 кв. м (л.д. <...>). Целевое использование - гараж, в т.ч. с назначением помещений в гараже - компрессорная (2), склады (7), цеха (34), раздевалки (2), венткамеры (5), аккумуляторная, моечные, покрасочные, бытовые помещения, кладовые и вспомогательные помещения.
Таким образом, изложенная характеристика спорного объекта не позволяет согласиться с выводом Департамента о том, что данное здание является административно-деловым центром.
Кроме того, общая площадь офисов и сопутствующей инфраструктуры составляет 10% от общей площади здания, что также не позволяет относить данное здание как предназначенное для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Удовлетворяя требования заявителя, суд также исходит из того, что Департаментом не соблюдены требования Постановления Правительства Тюменской области от 26.11.2014 № 595-п "Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" (далее - Постановление № 595-п), контроль за выполнением которого прямо возложен на директора Департамента (л.д. 38).
Согласно пункту 1.3 Постановление № 595-п определение вида фактического использования объектов включает:
- подготовку к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов;
- проведение мероприятий по определению вида фактического использования объекта;
- утверждение акта об определении фактического использования объектов;
- принятие распоряжения Правительства Тюменской области об утверждении Перечня.
Из пункта 2.1 Постановления № 595-п следует, что в целях определения вида фактического использования Департамент не позднее 1 июня года, предшествующего налоговому периоду налога на имущество организаций издает приказ о проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов.
В силу пунктов 3.2, 3.3 Постановления № 595-п при проведении мероприятий по определению вида фактического использования заверенная печатью Департамента копия приказа о проведении мероприятия вручается собственникам объектов, в отношении которых проводятся соответствующие мероприятия, по их требованию. В ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование объектов.
Между тем, материалами дела подтверждено, что Департамент не осуществлял вышеперечисленных действий в целях определения вида фактического использования объекта.
Доказательства обратного в материалы дела не представлено.
В основу выводов Департамента положены сведения органов кадастрового учета, в частности, кадастровый паспорт здания <...> (л.д. <...>).
При этом суд установил, что указанный кадастровый паспорт не может быть принят во внимание, поскольку описание объекта недвижимого имущества, в частности, основная характеристика и кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен спорный объект, не соответствуют действительным данным и характеристикам, которые следует учитывать при определении вида фактического использования объекта.
Таким образом, с учетом анализа приведенных выше положений законодательства, а также установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен принадлежащий Обществу на праве собственности объект недвижимого имущества, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса РФ для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов). В связи с чем, не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Оценивая иные доводы Департамента применительно к изложенным выше обстоятельствам, с учетом перечисленных положений норм права и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, суд также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания таких доводов обоснованными.
В части соответствия оспариваемого распоряжения признакам ненормативного правового акта, суд признает доводы Общества обоснованными и исходит из нижеследующего.
Суд считает необходимым отметить, что действие оспариваемого акта не направлено на неопределенный круг лиц, к которым обращены нормы, содержащиеся в акте, поскольку применим только в отношении определенных земельных участков (пункты 1 - 35 Перечня), при этом субъект четко определен - собственник конкретного земельного участка.
Кроме того, в соответствии со статьей 11 Закона Тюменской области от 07.03.2003 № 121 "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области" нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области являются постановления Правительства Тюменской области. Правовыми актами Правительства Тюменской области являются распоряжения Правительства Тюменской области, то есть по форме оспариваемое распоряжение также является ненормативным правовым актом.
Таким образом, оспариваемое распоряжение № 2368-рп, которым утвержден Перечень нельзя отнести к нормативно-правовому акту, поскольку такой акт направлен к определенному кругу лиц, носит индивидуально-разовый характер, действует на конкретные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания судом оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными необходимо наличие двух условий: не соответствие оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При вышеизложенных обстоятельствах, требование заявителя о признании недействительным в части Распоряжения Правительства Тюменской области от 25.12.2014 № 2368-рп "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", подлежит удовлетворению.
В порядке восстановления нарушенных прав заявителя, суд обязывает ответчиков исключить здание, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143, кадастровый номер <...> из Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налогового база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области от 25.12.2014 № 2368-рп.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с удовлетворением заявленных требований судебные расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела, подлежат взысканию с Правительства Тюменской области и Департамента в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным и отменить распоряжение Правительства Тюменской области от 25.12.2014 № 2368-рп "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", в части подпункта 18 приложения о включении в перечень здания с кадастровым номером 72:23:0218005:4390, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 143, код КЛАДР <...>.
Обязать соответчиков исключить: здание по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143, кадастровый номер <...> из Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налогового база определяется как кадастровая стоимость, утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 25.12.2014 № 2368-рп, после вступления судебного акта в законную силу.
Взыскать с Правительства Тюменской области в пользу Закрытого акционерного общества "Таксомоторный парк" судебные расходы в сумме 1500 рублей, понесенные по уплате государственной.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу Закрытого акционерного общества "Таксомоторный парк" судебные расходы в сумме 1500 рублей, понесенные по уплате государственной.
Исполнительные листы выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья
О.А.БЕЗИКОВ


------------------------------------------------------------------