Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Тюменской областной Думы от 25.06.2015 N 3020 "Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.06.2014 N 2128 "О реализации в Тюменской области законодательства о льготном предоставлении земельных участков"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. № 3020

ОБ ИНФОРМАЦИЯХ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ
ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 26.06.2014 № 2128 "О РЕАЛИЗАЦИИ
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЬГОТНОМ
ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ"

Рассмотрев информации о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.06.2014 № 2128 "О реализации в Тюменской области законодательства о льготном предоставлении земельных участков", представленные в областную Думу: Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым (письмо от 26.05.2015 № 31/11551д/15-3583), органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тюменской области, решение комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в целях реализации пункта 2.5.2 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информации о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.06.2014 № 2128 "О реализации в Тюменской области законодательства о льготном предоставлении земельных участков" принять к сведению (информация Правительства Тюменской области прилагается).
2. Рекомендовать Правительству Тюменской области, комитету областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, органам местного самоуправления Тюменской области в пределах своей компетенции:
- продолжить работу по выполнению постановления Тюменской областной Думы от 26.06.2014 № 2128 "О реализации в Тюменской области законодательства о льготном предоставлении земельных участков";
- рассмотреть вопрос о целесообразности разработки проекта закона Тюменской области, устанавливающего перечень муниципальных образований и специальностей, работа в которых (по которым) может являться основанием для бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с п. 5 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 25.06.2015 № 3020

ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 26.06.2014 № 2128 "О РЕАЛИЗАЦИИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЬГОТНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ"

(представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской
области С.М. Сарычевым 26.05.2015)

Практика отказов в постановке на учет в целях предоставления земельных участков многодетным семьям (пп. 1 пункта 2)
Департаментом имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) проанализирована практика отказов в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях бесплатного предоставления земельных участков.
Наиболее часто встречаются следующие случаи отказов в постановке на учет многодетных семей и снятии семей с учета (таблица 1):
- превышение допустимого срока между снятием с регистрационного учета и постановкой на данный учет при смене места жительства на территории Тюменской области;
- отсутствие документа, подтверждающего факт проживания родителей (усыновителей), а в семье, состоящей из одного родителя (усыновителя) и трех или более детей, - одного родителя (усыновителя) в Тюменской области не менее 5 лет, предшествующих дате подачи заявления (в случае, если факт проживания в Тюменской области не менее 5 лет не удостоверяется паспортом гражданина Российской Федерации).
В целях изменения ситуации по отказам подготовлен проект постановления Правительства Тюменской области, которым предусматривается внесение изменений в постановление Правительства Тюменской области от 10.10.2011 № 340-п "Об утверждении Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей".
Указанным проектом предлагается установить, что документом, подтверждающим факт проживания родителей (усыновителей), а в семье, состоящей из одного родителя (усыновителя) и трех и более детей, - одного родителя (усыновителя) в Тюменской области не менее 5 лет, предшествующих дате подачи заявления (в случае, если факт проживания в Тюменской области не менее 5 лет не удостоверяется паспортом гражданина Российской Федерации), является справка органов местного самоуправления, являвшихся органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таблица 1

Информация об отказах в принятии многодетной семьи на учет
(нарастающим итогом) по состоянию на 01.05.2015

№ п/п
Наименование муниципального района, городского округа
Количество зарегистрированных заявлений, всего
Общее количество принятых решений, всего
В том числе
Случаи отказов, в %
о принятии многодетной семьи на учет
об отказе в принятии многодетной семьи на учет
Превышение допустимого срока между снятием с рег. учета и постановкой на рег. учет
Вынужденное временное выбытие
Проживание на территории иного МО
Иные основания (проживание менее 5 лет и др.)
1
Абатский
92
85
83
2
0
0
0
100
2
Армизонский
55
55
55
0
0
0
0
0
3
Аромашевский
25
25
25
0
0
0
0
0
4
Бердюжский
66
64
62
2
0
0
0
100
5
Вагайский
98
95
93
2
0
0
50
50
6
Викуловский
50
50
50
0
0
0
0
0
7
Голышмановский
147
147
144
3
0
0
0
100
8
Заводоуковский
629
612
534
78
58
0
0
42
9
Исетский
254
246
237
9
11
0
0
88
10
Ишимский
272
271
270
1
100
0
0
0
11
Казанский
202
200
193
7
14
0
0
86
12
Нижнетавдинский
351
346
315
31
0
0
0
100
13
Омутинский
166
166
160
6
0
0
33
67
14
Сладковский
96
96
95
1
0
0
0
100
15
Сорокинский
26
28
23
5
0
0
0
100
16
Тобольский
264
264
252
12
8
0
0
92
17
Тюменский <*>
1440
1416
1249
16
70
0
13
17
18
Уватский
159
159
159
0
0
0
0
0
19
Упоровский
216
213
199
14
0
0
0
100
20
Юргинский
77
77
77
0
0
0
0
0
21
Ярковский
239
239
233
6
0
0
0
100
22
Ялуторовский
250
247
247
0
0
0
0
0
23
г. Ишим
500
493
451
42
80
0
0
20
24
г. Тобольск
1093
1086
930
156
23
0
5
77
25
г. Ялуторовск
472
466
443
23
0
0
0
100
26
г. Тюмень
5142
4952
4170
782
60
0
7
33

ИТОГО
12381
12098
10749
1349
52
0
6
42

--------------------------------
<*> С момента передачи полномочий Департаменту имущественных отношений Тюменской области.

Также проектом предлагается увеличить срок, в течение которого названный документ не представляется. В частности, предлагается предусмотреть, что документ не представляется в случае, если в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, период, исчисляемый со дня снятия с регистрационного учета в Тюменской области до дня постановки на регистрационный учет в Тюменской области, единовременно составляет не более 60 календарных дней.
Данная инициатива обсуждалась с органами местного самоуправления и была ими поддержана.

Формирование и инженерная подготовка земельных участков в Тюменском районе, предназначенных для многодетных семей (пп. 2 пункта 2)
За период действия Закона Тюменской области от 05.10.2011 № 64 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", с 08.10.2011 по 01.05.2015, многодетным семьям области предоставлено 2 810 земельных участков общей площадью 359,38 га (таблица 2).

Таблица 2

№ п/п
Наименование муниципального района, городского округа
Количество решений о принятии многодетной семьи на учет
Количество предоставленных земельных участков, всего
Процент семей, обеспеченных земельными участками, %
всего
количество
площадь, га
1
Абатский
83
75
9,84
90,36
2
Армизонский
55
33
5,89
60,00
3
Аромашевский
25
24
2,76
96,00
4
Бердюжский
62
46
4,60
74,19
5
Вагайский
93
57
13,96
61,29
6
Викуловский
50
27
3,37
54,00
7
Голышмановский
144
108
15,02
75,00
8
Заводоуковский
534
36
4,49
6,74
9
Исетский
237
124
12,34
52,32
10
Ишимский
270
113
18,98
41,85
11
Казанский
193
85
10,54
44,04
12
Нижнетавдинский
315
283
33,46
89,84
13
Омутинский
160
81
12,74
50,63
14
Сладковский
95
63
10,59
66,32
15
Сорокинский
23
17
2,92
73,91
16
Тобольский
252
171
28,94
67,86
17
Тюменский
1249
171
24,42
13,70
18
Уватский
159
123
16,07
77,36
19
Упоровский
199
190
26,67
95,48
20
Юргинский
77
71
10,09
92,21
21
Ярковский
233
58
6,72
24,89
22
Ялуторовский
247
165
23,21
66,80
23
г. Ишим
451
20
1,52
4,43
24
г. Тобольск
930
120
11,91
12,90
25
г. Ялуторовск
443
39
3,32
8,80
26
г. Тюмень
4170
510
45,00
12,23
Итого
10749
2810
359,38
26

В Тюменской области в 2011 году предоставлен 1 земельный участок общей площадью 0,21 га;
в 2012 году предоставлен 801 земельный участок общей площадью 101,6 га;
в 2013 году - 885 земельных участков общей площадью 126,43 га;
в 2014 году - 905 земельных участков общей площадью 103,35 га;
в 2015 году - 218 земельных участков общей площадью 27,79 га.
На территории Тюменского района существует потребность в предоставлении земельных участков семьям, имеющим трех и более детей, проживающим в Тюменском районе. Степень обеспеченности земельными участками многодетных семей по состоянию на 01.05.2015 составляет 13,7%.
В настоящее время осуществляются мероприятия по формированию земельных участков в д. Падерина Тюменского района, которые планируется предоставлять многодетным семьям, поставленным на учет как в г. Тюмени, так и в Тюменском муниципальном районе. По мере формирования данные участки будут предлагаться многодетным семьям путем направления в порядке очередности уведомлений, содержащих сведения о предлагаемом участке.
Полномочия по подготовке и утверждению документации по планировке территории относятся к полномочиям Главного управления строительства Тюменской области (далее - ГУС ТО).
В целях заключения контракта на подготовку документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) в отношении земельного участка в д. Большие Акияры (28 га) специалистами ГУС ТО формируется пакет документов в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Администрацией Тюменского муниципального района в 2014 году инициировано обращение в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства о возможности передачи органам государственной власти Тюменской области полномочий по управлению и распоряжению 3 земельными участками, находящимися в федеральной собственности:
- 2 земельными участками общей площадью 38,8 га, расположенными в д. Посохова;
- 1 земельным участком общей площадью 34,5 га, расположенным в д. Падерина.
На 21.05.2015 правительственной комиссией решение о передаче органам государственной власти Тюменской области полномочий по управлению и распоряжению вышеуказанными земельными участками не принято.

Продолжение работы по инвентаризации земель на территории Тюменской области (пп. 3 пункта 2)
В рамках инвентаризации земельных участков на территории Тюменской области:
при взаимодействии с государственными учреждениями Тюменской области осуществлен сбор и анализ информации по всем земельным участкам, переданным в пользование государственным учреждениям Тюменской области. Полученные сведения будут использованы при формировании земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в собственности Тюменской области, для дальнейшей регистрации права собственности области на земельные участки;
сформирован перечень объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Тюменской области, расположенных на земельных участках, границы которых не установлены в соответствии с требованием действующего законодательства, в пределах городского округа г. Тюмень. В отношении данных земельных участков будут выполнены кадастровые работы по установлению границ;
проведен мониторинг действующих договоров аренды земельных участков, предоставленных органами местного самоуправления и Департаментом для строительства. Выявлены договоры аренды, земельные участки по которым не осваиваются. Инициировано расторжение договоров аренды, по которым работа так и не началась. В новые договоры в обязательном порядке включается норма, согласно которой отсутствие активности застройщика влечет за собой расторжение договора либо кратное увеличение ставки арендной платы;
проведен анализ действующих нормативных правовых актов по предоставлению земельных участков в аренду. Внесены необходимые изменения в нормативные правовые акты Тюменской области, касающиеся договоров аренды;
разработаны и направлены рекомендации муниципальным образованиям в части внесения изменений в договоры аренды.

О реализации в Тюменской области законодательства о льготном предоставлении земельных участков (пп. 4 пункта 2)
В целях реализации федерального законодательства о предоставлении земельных участков гражданам льготных категорий принят Закон Тюменской области от 31.03.2015 № 35 "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Тюменской области "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" (далее - Закон Тюменской области от 31.03.2015 № 35). Законом Тюменской области от 31.03.2015 № 35 определено, что многодетные семьи, отвечающие требованиям, установленным Законом, и имеющие в своем составе родителя-инвалида (родителей-инвалидов) и (или) ребенка-инвалида (детей-инвалидов), имеют право на первоочередное бесплатное приобретение дачного земельного участка либо земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Во исполнение Закона Тюменской области от 31.03.2015 № 35 разработан проект постановления Правительства Тюменской области, которым предусматривается внесение изменений в постановление Правительства Тюменской области от 10.10.2011 № 340-п "Об утверждении Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей". В настоящее время проект проходит процедуру согласования в исполнительных органах государственной власти Тюменской области. Проектом предусматривается возможность первоочередного бесплатного предоставления земельного участка многодетным семьям, имеющим в своем составе родителя-инвалида (родителей-инвалидов) и (или) ребенка-инвалида (детей-инвалидов).
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ и вступившей в силу 01.03.2015, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Следовательно, исходя из буквального толкования указанных норм права, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства по заявлениям инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов.
Однако до вступления в силу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации сформировалась судебная практика, согласно которой первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на лиц из числа данной категории, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий (обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014).
Необходимо отметить, что подобная правовая позиция была сформулирована судами в условиях отсутствия в Земельном кодексе Российской Федерации специальной нормы, предусматривающей реализацию мер поддержки инвалидов в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Кроме того, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (далее - Перечень), предусматривает, что в случае предоставления земельного участка в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ заявитель должен предоставить выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков. В совокупном толковании данного Перечня со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное приобретение земельных участков, подтверждает документ о присвоении инвалидности.
Таким образом, при рассмотрении соответствующих заявлений граждан Департаментом была выявлена правовая коллизия между толкованием судебными органами ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и введенным в действие с 01.03.2015 положением пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
В целях соблюдения норм федерального законодательства в прокуратуру Тюменской области направлен запрос об оказании консультационного содействия в разрешении вопроса о возможности предоставления для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства земельных участков без проведения торгов инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, лишь на основании документа, подтверждающего инвалидность, без установления факта нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.


------------------------------------------------------------------