Апелляционное определение Тюменского областного суда от 03.06.2015 по делу N 33-3141/2015 <Об оставлении без изменения решения Центрального районного суда г. Тюмени от 05.03.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Офис-2012" о признании частично недействующим постановления Администрации города Тюмени от 13.01.2014 N 10>
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2015 г. по делу № 33-3141/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е.
судей Левиной Н.В., Глушко А.Р.
с участием прокурора Макаровой Н.Т.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "ОФИС-2012" в лице представителя С.Д. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 05 марта 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Офис-2012" о признании недействующим в части постановления Администрации города Тюмени от 13 января 2014 года № 10, отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р. объяснения представителя ООО "ОФИС-2011 С.Ж., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, возражения представителей заинтересованные лиц Администрации г. Тюмени П.М., Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени К., Департамента имущественных отношений Тюменской области Г., полагавших заявленные требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими, заключение прокурора Макаровой Н.Т., полагавшей возможным оспариваемое решение оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "ОФИС-2012" (далее также ООО "ОФИС-2012, Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим в части постановления Администрации города Тюмени от 13 января 2014 г. № 10, указывая, что ООО "ОФИС-2012" является правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами <.......>, <.......>; <.......>; <.......>. Земельный участок с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв. м, с разрешенным использованием - для размещения административно-торгового здания 2-я очередь, расположенный по адресу: <.......>, предоставлен на основании решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 07.03.2012 г. № 682-з в аренду в соответствии с условиями Договора от 16.03.2012 г. № 23-10/1102, а также договора от 11.07.2013 г. уступки прав и обязанностей арендатора ООО "Тюмень-Хилтон". В соответствии с градостроительным планом от 28.08.2014 г. № RU72304000-1192, указанный выше земельный участок вошел в границы земель общего пользования, площадь застройки (при норме 60%) стала составлять всего лишь <.......> кв. м, в связи с чем использовать (застраивать) указанный земельный участок в том объеме, на который рассчитывало ООО "ОФИС-2012", не представляется возможным. Земельный участок с кадастровым номером <.......> с разрешенным использованием для строительства объекта по обслуживанию общества и государства (административное здание), расположенный по адресу: <.......>, предоставлен на основании приказа Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени от 06.07.2012 № 514 решением Тюменской Городской Думы от 25.11.2010 г. № 563 в аренду в соответствии с условиями договора от 06.07.2012 г. № 39/10-м. Тридцатого июня 2014 года Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени в адрес ООО "ОФИС-2012" было направлено уведомление о необходимости использования земельного участка в соответствии с целевым назначением, в соответствии с которым было указано об обязанности согласно условиям договора использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением, своевременно приступить к использованию земельного участка, в случае ненадлежащего использования земельного участка, а именно отсутствия начала строительства объекта по обслуживанию общества и государства (административного здания) в соответствии с проектной документацией и разрешением на строительство, договор аренды земельного участка по окончании срока его действия Департаментом будет расторгнут. При этом, по результатам обращения ООО "ОФИС-2012" в Департамент земельных ресурсов и градостроительства был получен градостроительный план от 28.08.2014 г. № RU72304000-1193 земельного участка с кадастровым номером <.......> общей площадью <.......> кв. м, в соответствии с которым весь земельный участок находится на территории общего пользования, выделенной красными линиями, из чего следует, что весь земельный участок использовать в соответствии с его разрешенным использованием - для строительства объекта по обслуживанию общества и государства (административное здание) невозможно. Заявитель полагал, что самой Администрацией города Тюмени созданы условия невыполнения договорных обязательств по использованию арендованного земельного участка. Заявитель 15.11.2013 г. обратился в Администрацию города Тюмени с заявлением о продлении срока действия договора аренды от 16.08.47/4 г, № 23-11/248 земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, <.......>, предоставленного в соответствии с решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 29.12.2010 г. № 3927-з на условиях договора аренды от 16.08.2011 г. № 23-11/248, с разрешенным использованием - для организации парковочных мест и благоустройства территории (без права капитального строительства). Однако в связи с принятием оспариваемого Постановления Департаментом имущественных отношений Тюменской области в адрес ООО "ОФИС-2012" было направлено уведомление о прекращении указанного договора аренды земельного участка, с указанием на решение совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам от 26.11.2013 г., которым обществу было отказано в продлении аренды спорного земельного участка, в связи с его расположением в границах земель общего пользования. Земельный участок с кадастровым номером <.......>, был образован в результате обращения заявителя 31.10.2012 г. в Департамент имущественных отношений Тюменской области о предварительном согласовании места размещения объектов по обслуживанию общества и государства в <...> Северная - Володарского. По результатам рассмотрения данного обращения Департаментом принято решение № 3422-з от 02.11.2012 г., в соответствии с которым предварительно согласовано место размещения объектов по обслуживанию общества и государства согласно акту о выборе земельного участка от 15.06.2012 г. № 239, а также утверждена схема расположения земельного участка от 01.11.2012 г. № 12/с-635 на кадастровом плане территории М 1:1500. Решением № 3116-з от 20.11.2013 г. внесены изменения в решение Департамента № 3422-з от 02.11.2012 г., однако в связи с принятием оспариваемого Постановления Департамент направил информационное письмо № 140224011/10-2, согласно которому на основании решения Совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам принято решение об отказе в предоставлении ООО "ОФИС-2012" указанного земельного участка в аренду на три года для размещения объектов по обслуживанию общества и государства, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок частично выходит за границы красных линий. Заявитель указывает, что на момент утверждения Проекта планировки территории, границы земельных участков с кадастровыми номерами <.......>, <.......> и <.......>, <.......> уже были сформированы, для осуществления строительства на их территории объектов недвижимости и элементов благоустройства, поставлены на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке и в отношении трех из них у Общества возникли права арендатора, а в отношении последнего из перечисленных участков у Общества возникло право на заключение договора аренды. Полагал, что оспариваемое Постановление противоречит Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки г. Тюмени, при его принятии не были учтены существующая застройка и фактическое землепользование. Ссылаясь на ст. ст. 41, 42, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положения Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 г. № 18-30, подп. 6, 7 п. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 г. № 150, Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях", утвержденной Приказом Госстроя РФ от 1999 г. № 18, указывал, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующих границ землевладений и землепользований, а также с учетом планируемой и существующей застройки. В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости. Изменение оспариваемым Постановлением границ территорий общего пользования и включение в их состав арендуемых Обществом земельных участков приводит к невозможности дальнейшего использования заявителем данных земельных участков по целевому назначению - для строительства административно-торгового здания 2-я очередь, расположенный по адресу: <...> Северная и необходимых для его эксплуатации объектов инфраструктуры (парковок, элементов благоустройства). Заявитель указывал, что утвержденный оспариваемым Постановлением проект планировки территории нарушает законные права и интересы ООО "ОФИС-2012", так как предусматривает включение в состав земель общего пользования (за счет выделения ее красными линиями) арендуемых обществом земельных участков с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......> и <.......> расположенных по адресу: г. Тюмень, район улиц - Профсоюзная - Володарского - Северная - Республики и относящихся к территории планировочного района № 6 - Центральный (номер элемента планировочной Структуры (квартала) - 06:02:09:01). Кроме того, заявитель указывал, что оспариваемое постановление № 10 от 13 января 2014 года было принято с существенным нарушением процедуры его рассмотрения и утверждения. Заявитель просил признать недействующим Постановление администрации города Тюмени от 13 января 2014 года № 10 "Об утверждении проекта планировки территории планировочного района № 6 Центральный (правый берег р. Тура-ул. Мельникайте - ул. Пермякова по ГП-Транссибирская магистраль-лог с руслом р. Тюменка)" опубликованное в официальном издании органов государственной власти города Тюмени в специальном выпуске газеты "Тюменский курьер" от 18 января 2014 года № 7, в части утверждения красных линий и схемы развития транспортной инфраструктуры в элементе планировочной структуры (квартале) 06:02:09:01 согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами <.......>, <.......>; <.......>; <.......> вошли в территорию земель общего пользования а также о взыскании с администрации города Тюмени в пользу ООО "ОФИС-2012" судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Департамент земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени, Департамент имущественных отношений Тюменской области.
Представитель заявителя ООО "ОФИС-2012" С.Ж. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Тюмени П.Л. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала.
Представитель заинтересованного лица Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени К. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Тюменской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен заявитель ООО "ОФИС-2012" в лице представителя С.Д., который в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, указывая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении закона. Не соглашаясь с выводом суда о том, что установление красных линий не нарушает права ООО "ОФИС-2012", указывает, что расположение земельного участка на территории общего пользования, выделенной красными линиями, препятствует его использованию для строительства объектов недвижимости не имеющих статуса объектов общего пользования, так как исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке. Также указывает, что Общество не могло приступить к использованию земельных участков в отсутствие утвержденного проекта планировки территории и проекта межевания территории, соответствующих целевому использованию, градостроительного плана участков, инженерных изысканий, архитектурно строительного проектирования и положительного заключения составленного по результатам экспертизы проектной документации. Изменение оспариваемым Постановлением границ территорий общего пользования и включение в их состав предоставленных заявителю земельных участков привело к невозможности разработать проект строительства, получить разрешение на строительство и использовать земельные участки по их целевому назначению. Указывает, что проект планировки территории не соответствует генеральному плану г. Тюмени и Правилам землепользования и застройки г. Тюмени, в нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ утвержденный проект планировки территории в оспариваемой части устанавливает различные границы земельных участков с различными зонами, которые не соответствуют ни функциональным зонам, установленным Генеральным планом г. Тюмени, ни территориальным зонам, установленным Правилами землепользования и застройки г. Тюмени. Кроме того, заявитель указывает, что выводы суда о соблюдении Администрацией г. Тюмени требований ГрК РФ при рассмотрении и принятия Проекта планировки территории основаны на неправильном применении закона. Ссылаясь на ст. 46 ГрК РФ, указывает, что Главой Администрации г. Тюмени не было принято решения ни об утверждении проекта планировки территории, рассмотренного на публичных слушаниях 25.07.2013 г., ни об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку, фактически Главой администрации г. Тюмени 13 января 2014 года был утвержден новый проект планировки территории, который не проходил обязательных процедур публикации и публичных слушаний.
На апелляционную жалобу поступили возражения Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени в лице представителя К., Администрации города Тюмени в лице представителя П.Л., которые полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежащими.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как правильно установлено судом первой инстанции, ООО "Офис 2012" является правообладателем: на основании договора аренды от 16.03.2012 г. земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв. м, с разрешенным использованием - для размещения административно-торгового здания 2-я очередь, расположенный по адресу: <.......>; на основании договора аренды от 06.07.2012 г. земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв. м, с разрешенным использованием для строительства объекта по обслуживанию общества и государства (административное здание), расположенный по адресу: <.......>. Кроме того ООО "Офис 2012" указывает о наличии своих прав на: земельный участок с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв. м с разрешенным использованием - для организации парковочных мест и благоустройства территории (без права капитального строительства), который был предоставлен Обществу на основании в настоящее время расторгнутого договора аренды от 16.08.2011 г. со сроком действия с 29.12.2010 по 28.12.2013 г.; земельный участок с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв. м, на котором было предварительно согласовано размещение объектов по обслуживанию общества и государства в соответствии с актом о выборе земельного участка для строительства от 15.07.2012 г., в предоставлении которого в аренду на 3 года отказано письмом Департамента имущественных отношений г. Тюмени от 24.12.2014 г., что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и в ходе рассмотрения дела участвующими в нем лицами не оспаривалось.
Как установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации г. Тюмени от 13.01.2014 № 10, опубликованным в официальном издании органов государственной власти города Тюмени, в специальном выпуске газеты "Тюменский курьер" от 18 января 2014 № 7, утвержден проект планировки территории планировочного района № 6 - Центральный (правый берег р. Тура - ул. Мельникайте - ул. Пермякова по ГП-Транссибирская магистраль - лог с руслом р. Тюменка), определенными которым красными линиями установлены границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей, в границы которых частично или полностью вошли вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами <.......>, <.......>; <.......>; <.......>. Указанные обстоятельства участвующими в рассмотрении дела лицами также не оспаривались.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление было принято уполномоченным органом с соблюдением требований Градостроительного Кодекса Российской Федерации, в частности его ст. 46, при этом, представители ООО "Офис-2012" в публичных слушаниях, назначенных распоряжением Администрации г. Тюмени от 10.06.2013 г. № 341-рк, участие принимали и представили в рамках данных слушаний возражения общества относительно Проекта планировки территории, как это следует, в частности, из протокола публичных слушаний от 25.07.2013 г. и сообщения Департамента градостроительной политики г. Тюмени от 27.08.2013 г., при этом судом первой инстанции правильно установлено, что решение от 12.08.2013 г. о направлении указанного проекта на доработку принято в соответствии с положениями ст. 45 ГрК РФ, в том числе ее пункта 12.
Судебная коллегия принимает во внимание, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих осуществлять планирование территории в соответствии с ее фактическим использованием, поскольку такое планирование, предусматривая учет сложившегося землепользования, направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (изменение) соответствующей территории в будущем, в связи с чем, суд первой инстанции, с учетом принципа сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении, в том числе территориального планирования, предусмотренного ст. 2 ГрК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что установление оспариваемым нормативно - правовым актом красных линий правовой режим принадлежащих заявителю и иных земельных участков не определяет и само по себе реализации прав заявителя в установленном Законом порядке не препятствует. При этом, доводы заявителя о несоответствии проекта планировки территории Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки основаны на неверном толковании Закона и имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждены.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, правильно установил, что оспариваемое постановление Администрации г. Тюмени принято в пределах полномочий указанного органа, в надлежащей форме, введено в действие в соответствующем порядке и не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу и прав заявителя не нарушает, поскольку, в частности, заявитель, несмотря на значительный срок наличия прав на земельные участки к использованию по назначению не приступил, в связи с чем предупреждался о возможности прекращения права аренды, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства вследствие чего оснований к удовлетворению доводов апелляционной жалобы и отмене оспариваемого решения не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 05 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ОФИС-2012" в лице представителя С.Д. оставить без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: