Постановление Администрации города Тобольска от 01.04.2015 N 23 "О поддержании устойчивого функционирования организаций в мирное и военное время"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2015 г. № 23
О ПОДДЕРЖАНИИ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
В соответствии с п. 28 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в целях обеспечения повышения устойчивости функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени", руководствуясь ст. 40, 44 Устава города Тобольска, Администрация города постановляет:
1. Утвердить общие требования поддержания устойчивого функционирования объектов экономики города в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени (приложение).
2. Руководителям объектов экономики города разработать Планы повышения устойчивости функционирования объектов в условиях мирного и военного времени.
3. МКУ "Управление по ГОЧС г. Тобольска" (Герасимов В.Г.) оказать методическую помощь руководителям объектов экономики в разработке Планов повышения устойчивости функционирования.
4. Признать утратившим силу постановление администрации г. Тобольска от 25.05.2006 № 24 "О поддержании устойчивого функционирования организаций в мирное и военное время".
5. Опубликовать постановление в газете "Тобольская правда" и разместить на официальном сайте муниципального образования город Тобольск на портале органов государственной власти Тюменской области (www.tobolsk.admtyumen.ru) и администрации города Тобольска (www.admtobolsk.ru).
6. Контроль за исполнением постановления возложить на Н.Я.Руппеля, заместителя Главы администрации города.
Глава администрации города
В.В.МАЗУР
Утверждены
постановлением
администрации города Тобольска
от 1 апреля 2015 г. № 23
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПОДДЕРЖАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ
ГОРОДА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
I. Общие положения
Настоящие требования предназначены для организаций, предприятий и учреждений (далее организаций) города, независимо от формы собственности.
Требования предназначены для подготовки хозяйственного комплекса района к устойчивой работе в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных техногенными авариями и катастрофами, стихийными бедствиями, в случае террористических и диверсионных актов, а также при ведении военных действий или вследствие таких действий.
Данные требования должны дополняться нормативно-правовыми, нормативно-техническими и методическими документами, подготовленными МЧС России и отраслевыми органами управления по делам ГОЧС.
1.1. Общие понятия и определения:
1.1.1. Чрезвычайная ситуация (ЧС). Состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.
1.1.2. Источник чрезвычайной ситуации (источник ЧС). Опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
1.1.3. Устойчивость функционирования территории в чрезвычайных ситуациях (устойчивость территории в ЧС). Способность территориальных организаций, структур нормально функционировать в условиях риска возникновения ЧС, противостоять воздействию поражающих факторов, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам экономики, а также обеспечивать ликвидацию чрезвычайных ситуаций в минимально короткий срок на соответствующей территории.
1.1.4. Устойчивость функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях. Способность объекта экономики предупреждать возникновение производственных аварий и катастроф, противостоять воздействию поражающих факторов источников ЧС в целях предотвращения (снижения риска) или ограничения угрозы (смягчения последствий источников ЧС) жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения и материального ущерба, а также обеспечивать восстановление нарушенного производства в минимально короткие сроки.
1.1.5. Подготовка территории к функционированию в чрезвычайных ситуациях (подготовка территорий к ЧС). Комплекс "экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, проводимых на отдельной территории в целях обеспечения безопасности населения и объектов экономики.
1.1.6. Подготовка объекта экономики к функционированию в чрезвычайных ситуациях (подготовка объекта к ЧС). Комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, осуществляемых на объекте экономики с целью обеспечения его работы с учетом риска возникновения источников чрезвычайных ситуаций, создания условий для предотвращения аварий или катастроф, противостояния поражающим факторам и воздействиям источников чрезвычайных ситуаций, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи населения, а также оперативного проведения неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
1.1.7. Повышение устойчивости функционирования территории в чрезвычайных ситуациях (повышение устойчивости территории в ЧС). Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью населения и материального ущерба при их возникновении, также подготовка к проведению неотложных работ в зонах вероятной ЧС.
1.1.8. Повышение устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях (повышение устойчивости объекта в ЧС). Мероприятия по предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения и материального ущерба в чрезвычайных ситуациях, а также к проведению неотложных работ в зоне ЧС.
1.1.9. Система жизнеобеспечения населения (ЖОН). Сочетание органов управления, организаций, учреждений и предприятий с их связями, создающее и поддерживающее условия для жизнедеятельности населения. Система жизнеобеспечения состоит из подсистем, реализующих для населения соответствующие его виды.
1.1.10. Виды жизнеобеспечения населения. К видам жизнеобеспечения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортное и информационное обеспечение.
1.1.11. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Комплекс взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС мирного и военного времени.
1.1.12. Подготовка системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Планирование и проведение мероприятий по повышению готовности и устойчивости функционирования системы жизнеобеспечения в условиях ЧС.
1.1.13. Устойчивость системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Способность системы жизнеобеспечения стабильно удовлетворять в требуемых объемах и номенклатуре потребности населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
1.1.14. Силы жизнеобеспечения населения. Подразделения и формирования, осуществляющие представление населению различных видов жизнеобеспечения.
1.1.15. Средства жизнеобеспечения населения. Коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов.
1.2. Основные принципы организации работы по подготовке к устойчивому функционированию функциональных звеньев хозяйственного комплекса города в чрезвычайных ситуациях:
1.2.1. Обеспечение устойчивости функционирования территории и организаций на территории города в условиях чрезвычайных ситуаций является важнейшей задачей.
1.2.2. Работы по выполнению мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях организуются городскими и отраслевыми органами управления по делам ГОЧС.
1.2.3. Общее руководство и контроль за подготовкой организаций, функционирующих на территории города, к устойчивой работе в условиях ЧС осуществляет городская комиссия по устойчивому функционированию хозяйственного комплекса района в чрезвычайных ситуациях.
1.2.4. Ответственность за подготовку и обеспечение устойчивости функционирования организаций в ЧС возлагается на руководителей данных организаций независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы собственности, руководителей органов управления функциональных звеньев хозяйственного комплекса района.
1.2.5. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций разрабатываются и осуществляются заблаговременно с учетом прогнозов возникновения аварий в результате чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также в результате применения современных средств поражения, с учетом ожидаемых последствий.
Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки с введением "особого периода".
1.2.6. Содержание мероприятий по повышению устойчивости организаций, область их применения и порядок осуществления регламентируются нормативными документами Правительства РФ, министерств и ведомств.
1.2.7. Мероприятия по повышению устойчивости разрабатываются с использованием результатов научных исследований, организуемых МЧС России, органами управления функциональных звеньев хозяйственного комплекса, в ходе разработки и реализации соответствующих целевых программ.
1.2.8. Мероприятия по повышению устойчивости организаций в условиях ЧС финансируются из различных источников: бюджетных ассигнований; собственных средств предприятий и организаций с освобождением части прибыли, Направленной на эти цели, от налогообложения; специальных внебюджетных фондов с включением необходимых затрат в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых услуг) и др.
Мероприятия по повышению устойчивости, требующие капитальных вложений, должны включаться в планы экономического и социального развития. Капитальные вложения, материально-технические средства и трудовые ресурсы должны предусматриваться в этих планах и выделяться в отдельный раздел.
II. Общие требования
2.1. Основные направления повышения устойчивости.
2.1.1. Основными направлениями осуществления комплекса мероприятий по подготовке к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются:
- защита населения (обеспечение средствами защиты, подготовка к эвакуации) и его первоочередное жизнеобеспечение;
- рациональное размещение производительных сил на территории;
- локализация зон воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций;
- оказание содействия в подготовке объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения (организаций) к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
- подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- создание фонда страховой документации;
- подготовка и поддержание в постоянной готовности системы управления, сил и средств городского и функциональных звеньев РСЧС;
- информирование населения о возможных чрезвычайных ситуациях и подготовка его к действиям в чрезвычайных ситуациях.
2.1.2. Основными направлениями повышения устойчивости функционирования организаций в условиях ЧС являются:
- обеспечение защиты производственного персонала и его жизнедеятельности; рациональное размещение объектов и их элементов;
- подготовка к работе в условиях ЧС;
- подготовка системы управления, сил и средств по восстановлению нарушенного производства в условиях чрезвычайной ситуации.
2.1.3. Основными направлениями повышения устойчивости хозяйственного комплекса в военное время являются:
- создание системы надежной защиты производственного персонала от современных средств поражения;
- разработка плана и перевод хозяйственного комплекса на особый режим работы;
- создание запасов топлива, сырья, комплектующих изделий, подготовка рабочей силы к работе в военное время;
- организация устойчивых производственных связей и кооперации;
- разработка и осуществление системы транспортного, энергетического, материально-технического обеспечения объектов и отраслей хозяйственного комплекса;
- подготовка и оснащение аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.
К мероприятиям по подготовке хозяйственного комплекса к устойчивому функционированию в военное время относятся:
- постройка защитных сооружений для укрытия наибольшей работающей смены на объектах и отдыхающих смен в районах рассредоточения;
- повышение прочности и механической устойчивости зданий, сооружений и других важных элементов объектов;
- повышение устойчивости энергетики;
- строительство подземных электростанций, баз, пунктов управления;
- повышение живучести железнодорожного транспорта;
- постройка загородных баз, складов; рассредоточение различных запасов и резервов;
- строительство защищенных хранилищ и трубопроводов для легковоспламеняющихся, взрывчатых и других веществ.
Капитальные вложения, материально-технические и трудовые ресурсы, необходимые для осуществления этих мероприятий, должны предусматриваться в первоочередном порядке, наряду с затратами на другие оборонные мероприятия, в счет общих ресурсов, выделяемых из федерального и местных бюджетов.
2.2. Требования по обеспечению защиты населения и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
Защита населения города и его жизнеобеспечение в чрезвычайных ситуациях, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, а также применением современных средств поражения имеют первостепенное значение для территориальных и отраслевых звеньев хозяйственного комплекса города.
2.2.1. Основные направления по организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях:
- создание и совершенствование службы наблюдения и лабораторного контроля (мониторинг окружающей среды);
- создание систем оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- создание и накопление современных коллективных и индивидуальных, медицинских и иных средств защиты;
- создание и поддержание в постоянной готовности аварийно-спасательных подразделений;
- подготовка к эвакуации;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
2.2.2. Комплекс мер по обеспечению жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях должен включать в себя:
- подготовку системы жизнеобеспечения населения к чрезвычайным ситуациям с учетом прогнозируемых последствий по каждому виду ЧС;
- постоянную готовность сил и средств для всех видов жизнеобеспечения к функционированию в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации населения и в местах его размещения;
- создание резерва материальных ресурсов для жизнеобеспечения населения;
- создание резервов финансовых средств для ликвидации негативных последствий воздействия чрезвычайных ситуаций на население.
2.3. Требования по рациональному размещению производительных сил.
2.3.1. При размещении объектов экономики, систем жизнеобеспечения населения и их элементов необходимо предусматривать максимально возможное снижение возникновения (предупреждение) чрезвычайных ситуаций в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, применения современных средств поражения.
2.3.2. При создании новых, реконструкции (расширении существующих) объектов экономики необходимо учитывать требования к их размещению, а также к размещению их элементов, способствующие повышению устойчивости их функционирования при повседневной деятельности и в условиях ЧС:
- размещать объекты и выбирать площадки для размещения их элементов (зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций, транспортных средств) с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности;
- исключать (ограничивать) размещение элементов объектов на локально неблагоприятных участках местности;
- ограничивать расширение крупных производств;
- ограничивать размещение опасных производств в зонах опасных природных явлений и размещать их на безопасном удалении от других объектов; строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ выносить за пределы территории города.
2.3.3. Выполнение требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на объектах экономики необходимо контролировать на стадии проектирования, строительства, эксплуатации:
- при разработке генерального плана района;
- при проведении государственной экспертизы проектов;
- при декларировании опасных производств;
- при выдаче лицензий на осуществление производственной деятельности.
2.4. Требования по подготовке объектов экономики и систем жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.
2.4.1. Подготовка к работе объектов экономики в условиях ЧС должна осуществляться путем:
- обеспечения выпуска важнейших видов народнохозяйственной продукции (оказания важнейших видов услуг) в условиях ЧС;
- устойчивого снабжения объектов в условиях ЧС материально-техническими ресурсами, энергией и водой;
- обеспечения безопасности работающей смены;
2.4.2. Для обеспечения выпуска важнейших видов народнохозяйственной продукции необходимо осуществлять:
- оценку возможностей выпуска важнейших видов продукции в условиях ЧС с учетом прогноза потребностей населения и хозяйства в зонах ЧС, а также потребностей в ней других объектов народного хозяйства;
- совершенствование производственных связей с поставщиками с учетом возможности возникновения ЧС;
- подготовку к независимому функционированию отдельных производств в условиях ЧС;
- подготовку к работе по упрощенной технологии.
2.4.3. Для обеспечения устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой следует предусматривать:
- создание минимально необходимых запасов материально-технических ресурсов для устойчивого снабжения объектов;
- подготовку к использованию местных ресурсов в условиях ЧС для обеспечения выпуска важнейших видов продукции;
- обеспечение автономными источниками энерго-, водоснабжения; использование кабельных линий электропередачи;
- обеспечение электроприемников объекта электроэнергией от двух и более независимых источников питания;
Подготовка к работе объектов экономики в условиях ЧС может быть организована с целью безаварийного прекращения его функционирования.
III. Подготовка хозяйственного комплекса города к работе
в условиях ЧС мирного времени и в военное время
3.1. Требования к топливно-энергетическому комплексу.
3.1.1. Подготовка топливно-энергетического комплекса к работе в ЧС должна быть направлена на обеспечение экономики, прежде всего ответственных потребителей электрической и тепловой энергий в условиях возможных потерь и разрушений, а также на обеспечение восстановительных работ.
3.1.2. При подготовке системы электроснабжения к устойчивой работе в ЧС необходимо предусматривать:
- создание резервов энергетических мощностей за счет парка подвижных электростанций;
- замену линий электропередачи для объектов, обеспечивающих жизнедеятельность, на кабельные линии;
- обеспечение разделения на независимо работающие подсистемы и отключения второстепенных потребителей;
- подготовку системы электроснабжения к работе по специальным режимам с учетом выхода из строя отдельных линий электропередачи, электроподстанций и потребителей электроэнергии;
- оперативное отключение по диспетчерскому графику менее ответственных потребителей;
- накопление автономных источников электроснабжения для обеспечения производств, работа на которых по технологическим условиям не может быть прекращена при нарушении централизованного электроснабжения.
3.1.3. При подготовке систем теплоснабжения необходимо:
- использовать для размещения запасов нефтепродуктов склады объектов экономики, расположенных за пределами городской застройки,
- широко использовать местные виды топлива и создавать из них резервы (запасы),
- предусмотреть возможность перераспределения топливных ресурсов по направлениям, объемам и потребителям.
3.2. Требования к промышленному производству.
3.2.1. Подготовка промышленного комплекса к работе в условиях ЧС должна быть направлена на обеспечение выпуска продукции в установленной номенклатуре и объемах с учетом особенностей работы промышленных предприятий в этих условиях.
3.2.3. Для повышения устойчивости работы промышленных предприятий необходимо обеспечивать:
- внедрение технологических процессов и конструкций, обеспечивающих снижение опасности возникновения вторичных очагов поражения, а также обеспечения защиты уникального оборудования, аппаратуры и приборов;
- размещение технологических установок и оборудования на открытых площадках или под легкими огнестойкими покрытиями;
- максимально возможное уменьшение объемов легковоспламеняющихся, взрывоопасных и химически опасных веществ на объектах, защиту емкости и коммуникаций с этими веществами, принятие мер, исключающих или ограничивающих их разлив;
- противопожарные мероприятия, исключающие возникновения массовых пожаров, а также внедрение автоматических систем сигнализации и пожаротушения; меры по безаварийной остановке работы оборудования на предприятиях с непрерывным технологическим процессом по сигналу "Повышенная готовность" и при внезапном отключении внешнего энергоснабжения;
- строительство линий резервного энергоснабжения и баз топлива;
- создание страхового фонда и надежное хранение технической документации на производство важнейшей продукции и комплектующих изделий;
- мероприятия по светомаскировке объектов.
Специфические требования к промышленному производству по отраслям определяются соответствующими министерствами и ведомствами.
3.3. Требования к транспортной системе.
3.3.1. Подготовка транспортной системы к работе в условиях ЧС должна быть направлена на обеспечение воинских, эвакуационных и хозяйственных перевозок.
3.3.2. Для повышения устойчивости работы транспорта, увеличения пропускной и проводной способности дорог и транспорта необходимо осуществлять:
- подготовку к проведению мероприятий по обеспечению широкого маневра всеми видами транспорта, имеющегося в наличии, и к дублированию перевозок;
- расширение сети автомобильных дорог, стыковку районных и загородных дорог;
- подготовку сил и средств технического прикрытия и выполнения восстановительных работ;
- подготовку к проведению разгрузочно-погрузочных работ и развертыванию временных перегрузочных площадок вблизи наиболее вероятных участков нарушения коммуникаций;
- меры по обеспечению надежности снабжения транспорта топливом, водой, запчастями, смазочными и другими материалами;
- создание мобильного резерва передвижных ремонтных средств поддержания в работоспособном состоянии транспортных средств и сооружений;
- подготовку и использование транспортных средств эвакуационных мероприятий;
- перевозки пострадавшего населения;
- совершенствование системы оповещения транспортных органов и пассажиров об угрозе нападения противника (возникновения ЧС);
- подготовку транспорта к выполнению перевозок в условиях радиоактивного, химического и бактериологического заражения и в условиях светомаскировки.
3.4. Требования к системе материально-технического снабжения.
3.4.1. Подготовка системы материально-технического снабжения к работе в ЧС должна быть направлена на обеспечение материально-техническими ресурсами производства важнейших видов продукции для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил и неотложных нужд города.
3.4.2. В целях повышения устойчивого функционирования системы материально-технического снабжения (МТС) необходимо обеспечить:
- заблаговременную разработку планов материально-технического снабжения и их оперативную корректировку в особый период;
- осуществлять размещение запасов материальных ресурсов вне зон неприемлемого риска;
- предусматривать оптимальные объемы хранения материальных ресурсов на складах и базах;
- заблаговременную отработку взаимно согласованных действий снабженческо-сбытовых организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, в целях подготовки к единому руководству МТС;
- резервные и дублирующие варианты материально-технического снабжения на случай нарушения хозяйственных связей, изыскание возможности замены дефицитных и импортных видов сырья и материалов;
- создание и использование резервных предприятий материально-технического снабжения и баз-дублеров с упрощенной технологией погрузо-разгрузочных работ;
- защиту сырья, материалов и готовой продукции, разработку и внедрение тары, упаковочных материалов, обеспечивающих их защиту от всех видов заражения.
3.5. Требования к системе материальных резервов.
3.5.1. Подготовка системы материальных резервов должна быть направлена на обеспечение производства важнейших видов продукции, удовлетворение потребностей ВС РФ и неотложных нужд населения.
3.5.2. При создании резерва материальных ресурсов необходимо предусматривать:
- обеспечение соответствия номенклатуры материалов и товаров, накапливаемых и хранящихся в резерве, фактической структуре их потребления; рассредоточение размещения материалов и товаров резерва исходя из необходимости максимального приближения пунктов их хранения в места потребления, с учетом обеспечения мобилизационных нужд ВС РФ и ГО, а также с учетом исключения нерациональных перевозок;
- защиту продовольственных товаров от оружия массового поражения, лабораторный контроль за их зараженностью, разработку средств и способов обеззараживания.
3.6. Требования к капитальному строительству.
3.6.1. В капитальном строительстве предусмотреть:
- развитие сети передвижных строительно-монтажных организаций и инвентарных баз строительной индустрии;
- подготовку строительно-монтажных организаций и предприятий к массовому строительству в "Особый период" быстровозводимых защитных сооружений, а также к ведению восстановительных работ;
- широкое применение при строительстве и реконструкции промышленных зданий каркасных конструкций с легким огнестойким заполнением, новых видов материалов и изделий, обеспечивающих снижение потерь технологического оборудования предприятий от вторичных факторов поражения;
- совершенствование существующих и разработку новых более эффективных способов применения строительных машин и средств малой механизации при строительно-монтажных и восстановительных работах;
- разработку типовой проектно-сметной документации по инженерно-техническим мероприятиям капстроительства, направленным на уменьшение возможных разрушений на объектах экономики;
- подготовку технической документации и оснастки для массового производства конструкций, предназначенных для строительства ЗС.
IV. Требования к системам инфраструктуры
4.1. Требования к торговле и общественному питанию.
4.1.1. Для обеспечения устойчивой работы торговли и питания необходимо предусмотреть:
- разработку и осуществление мероприятий по бесперебойному снабжению населения продовольствием и предметами первой необходимости (план первоочередного жизнеобеспечения);
- защиту основных производственных фондов и товароматериальных ценностей от ОМП путем герметизации торговых помещений, складов продовольственных и промышленных товаров материалами, позволяющими сохранить их от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериологическими средствами, а также подготовку и осуществление мероприятий по их защите в процессе технологической переработки и реализации;
- обеспечение надежного автономного энерго- и водоснабжения в торговых предприятиях с непрерывным циклом работы, а на предприятиях общественного питания - исключение зависимости работы технологического оборудования от внешних электросетей и быстрый их переход на местные виды топлива; подготовку проектной документации быстровозводимых складов, ледников и других хранилищ для их строительства в военное время для приема вывозимых из города важнейших продовольственных и промышленных товаров;
- заблаговременное определение мест расположения складов для пополнения запасов продовольствия, одежды, белья, обуви, моющих средств для обеспечения ими формирований ГО и пораженного (пострадавшего) населения; подготовку подвижных формирований, организуемых на базе предприятий торговли и общественного питания (подвижные пункты питания вещевого продовольственного снабжения), оснащение их техникой и табельным имуществом для обеспечения выполнения задач ГО;
- создание сети контрольно-пищевых лабораторий и подготовку работников, включенных в формирования для действий в "Особый период";
- организацию контроля за зараженностью товаров, а также работ по их обеззараживанию;
- приспособление выделенных зданий и подготовку к строительству временных сооружений для развертывания предприятий торговли и общественного питания в местах размещения эвакуированного населения;
- закрепление на военное время предприятий торговли и общественного питания за важнейшими промышленными предприятиями.
4.2. Требования к коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию населения.
4.2.1. В системе коммунального хозяйства необходимо обеспечить:
- создание резерва автономных источников энергоснабжения для обеспечения бесперебойной работы важнейших систем районного хозяйства при нарушении централизованного снабжения;
- подготовку системы хозяйства (водоснабжение, канализация, электро-, тепло- и газоснабжения) к устойчивой работе в военное время;
- заблаговременное осуществление мероприятий по защите водоисточников, водопроводных сооружений, артезианских скважин и шахтных колодцев от заражения РВ, ОВ и БС;
- подготовку средств санитарной очистки и уборки для проведения дезактивации, дегазации и дезинфекции;
- совершенствование организации контроля за зараженностью воды на районных водопроводных станциях;
- оборудование артезианских скважин приспособлениями для обеспечения разбора воды населением;
- создание временных стационарных и подвижных средств очистки воды от всех видов заражения.
4.2.2. В системе бытового обслуживания населения необходимо предусмотреть:
- обеспечение населения бытовыми услугами с учетом эвакуируемого населения; создание подвижных средств бытового обслуживания;
- мероприятия по приспособлению бань, предприятий химчистки и прачечных для работы в качестве санитарно-обмывочных пунктов и станций обеззараживания одежды, а также пропитки ее защитными средствами;
- развитие предприятий, обеспечивающих производство, пошив и химчистку предметов снабжения МО РФ.
4.3. Требования к связи, телевидению, радиовещанию.
4.3.1. При развитии связи необходимо предусмотреть:
- централизованное и комплексное использование государственных и ведомственных средств связи всех видов;
- прокладку основных и дублирующих линий связи по различным направлениям, исключающим их одновременное повреждение;
- установку специальной аппаратуры циркулярного вызова и дистанционного управления средствами оповещения ГО;
- создание системы управления и резервирования, позволяющей оперативно сменить вышедшие из строя каналы и организовать обходные пути связи; замену воздушных линий связи на кабельные;
- создание технических средств восстановления разрушенных звеньев связи;
- накопление автономных источников питания для обеспечения узлов связи, приемных и передающих радиоцентров;
- подготовку почтовой связи, фельдъегерской службы и связи к работе в военное время.
4.3.2. На телевидении и радиовещании необходимо обеспечить:
- подготовку резерва центров формирования и выдачи радио и телевизионных программ;
- создание запасных центров теле- и радиовещания.
4.4. Требования к здравоохранению.
4.4.1. В здравоохранении осуществлять:
- совершенствование организации медицинского обеспечения населения;
- совершенствование методов лечения пораженных, проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-эвакуационных мероприятий;
- внедрение эффективных методов профилактики и лечения пораженных радиацией, химическим и бактериологическим оружием;
- обеспечение надежной и устойчивой системы снабжения медикаментами и медицинским имуществом учреждений здравоохранения и медицинских формирований в условиях ЧС;
- подготовку лечебных учреждений к оказанию населению всех видов медицинской помощи в условиях отключения тепло-, энерго-, водоснабжения;
- создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного имущества, в том числе специальной медицинской техники, для обеспечения дополнительного развертывания коек и оснащения медицинских формирований;
- подготовку к организации массового забора крови;
- разработку и совершенствование методов лабораторного контроля и осуществления санитарного надзора и экспертизы за зараженностью пищевого сырья, продуктов питания и питьевой воды.
4.5. Требования к образованию и культуре.
4.5.1. В образовании и культуре предусмотреть:
- подготовку материальной базы для организации учебного процесса учебных заведений, ведения научно-исследовательских работ и развертывания школ, дошкольных и культурно-просветительных учреждений в местах размещения эвакуируемого населения; защиту уникальных культурных ценностей и книжных фондов.
4.6. В финансовой системе.
4.6.1. Осуществлять проведение мероприятий по обеспечению бесперебойного финансирования военных органов, гражданской обороны, неотложных нужд экономики и населения и создание условий для работы органов финансовой системы в экстремальных условиях. Для чего разработать:
- план основных мероприятий, определяющих порядок работы аппарата финансового управления в первом месяце "Особого периода";
- роспись бюджета на расчетный год;
- сводную ведомость лимитов чрезвычайных расходов в "Особый период".
V. Требования по подготовке к выполнению работ
по восстановлению объектов экономики
5.1. Восстановление экономики, прежде всего - промышленного производства, начинать сразу же после производства АСДНР, осуществляемых формированиями ГО. Осуществляется силами объектов экономики.
5.2. Подготовку к восстановлению, определение вариантов и объемов восстановления осуществлять заблаговременно на основе прогнозирования возможной обстановки в результате ЧС с учетом сохранившихся производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов.
В процессе подготовки особое внимание направить на накопление и организацию хранения технической документации производственных объектов, оборудования, сетей электро-, тепло- и водоснабжения, канализации и другой документации, необходимой для восстановительных работ (страховой фонд документации).
5.3. При подготовке к выполнению работ по восстановлению объектов экономики в планах мирного времени предусмотреть:
- определение характера и ориентировочных объемов проведения восстановительных работ в зависимости от возможных вариантов поражения объектов экономики;
- создание и подготовку специальных формирований для восстановительных эксплуатационных, ремонтных, строительных и других работ в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, на транспорте, автомобильных дорогах, объектах связи, коммунальном хозяйстве и других отраслях экономики;
- разработку рекомендаций по организации и способам восстановления промышленных зданий и сооружений;
- разработку нормативных документов по строительству и ремонтным восстановительным работам для условий военного времени;
- подготовку к массовому производству изделий и конструкций из легких и огнестойких строительных материалов, отвечающих условиям восстановления зданий и сооружений в короткие сроки;
- подготовку сил и средств восстановления транспортных коммуникаций, мостовых переходов, путепроводов и дорожного хозяйства.
VI. Требования к системе управления объектами экономики
6.1. Подготовка системы управления объектами экономики к решению задач военного времени должна быть направлена на обеспечение непрерывного руководства деятельностью объектовых звеньев в условиях возможного нарушения системы управления и связи мирного времени, а также рациональное использование сохранившихся после нападения противника производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов.
6.2. Для обеспечения устойчивого управления экономикой в военное время предусмотреть:
- меры по подготовке органов управления к осуществлению перевода экономики на выполнение заданий по плану расчетного года;
- подготовку к осуществлению управления всеми действующими на территории объектами экономики (независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности) при нарушении связи с центральными органами управления;
- создание системы запасных пунктов управления, оснащенных современными техническими средствами управления и обеспеченных необходимой документацией;
- дублирование управления и подготовку соответствующего резерва кадров руководящего состава;
- организацию взаимодействия с органами военного командования при решении общих задач военного времени, согласованное использование пунктов управления и сопряжения систем связи и оповещения;
- совершенствование средств и систем сбора и обработки данных о ядерных ударах противника, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении;
- заблаговременную разработку и определение порядка сбора и обработки информации об обстановке на объектах экономики, сложившейся после нападения противника;
- подготовку упрощенной системы составления, сбора и обработки экономико-статистической информации, необходимой для оперативной оценки состояния объектов экономики в военное время.
6.3. Основной формой оперативной подготовки органов управления к выполнению своих функций в военное время считать учения по гражданской обороне. В ходе подготовки и проведения учений особое внимание обращать на совершенствование методов обобщения и анализа данных об обстановке, разработку обоснованных предложений для принятия решений, своевременное доведение задач до исполнителей и осуществление контроля за их исполнением.
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: