Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Тюменской областной Думы от 19.03.2015 N 2721 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации государственной программы Тюменской области "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. № 2721

ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО
И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСОВ"

Рассмотрев информацию Правительства Тюменской области о реализации государственной программы Тюменской области "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов", представленную в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым (письмо от 16.02.2015 № 31/738Д/15-1033), решение комитета областной Думы по экономической политике и природопользованию, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию Правительства Тюменской области о реализации государственной программы Тюменской области "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов" принять к сведению (прилагается).
2. Рекомендовать Правительству Тюменской области продолжить работу по реализации государственной программы Тюменской области "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов", уделив особое внимание следующим вопросам:
- осуществление мероприятий, направленных на выявление и ликвидацию бесхозяйных аварийных скважин;
- анализ причин увеличения концентрации загрязняющих компонентов в грунтовых водах в зоне Тюменской градопромышленной агломерации;
- проведение геологоразведочных работ, направленных на расширение сырьевой базы подземных вод для водоснабжения населения Тюменской области, в том числе города Тюмени;
- осуществление мероприятий, направленных на выявление и предупреждение проявлений негативных геологических процессов, влияющих на безопасность жизнедеятельности человека, промышленные и хозяйственные объекты, в связи с началом одиннадцатилетнего цикла многолетнего подъема уровня подземных вод в Тюменской области;
- рассмотрение возможности включения в государственную программу Тюменской области "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов" мероприятий, направленных на поиск песков строительных с модулем крупности более 2.0, в настоящее время поставляемых в Тюменскую область из субъектов Уральского федерального округа.

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 19.03.2015 № 2721

ИНФОРМАЦИЯ
О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО
И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСОВ"

(представлена в областную Думу Вице-губернатором
Тюменской области С.М. Сарычевым 16.02.2015)

В 2014 году в целях обеспечения развития, рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр Тюменской области в рамках государственной программы Тюменской области "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов" на 2014 - 2016 годы (далее - Программа) осуществлялись мероприятия, направленные на решение следующих задач:
1) оценка состояния минерально-сырьевой базы Тюменской области и ее развития;
2) обеспечение охраны и рационального использования недр Тюменской области.
Программные мероприятия выполнены в полном объеме.
Законом Тюменской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" на реализацию Программы было предусмотрено 92 107,00 тыс. руб. Уточненный объем финансирования составляет 93 455,01 тыс. руб. Освоение бюджетных ассигнований составило 93 318,93 тыс. руб. (99,85%).
В рамках Программы осуществлялись мероприятия, направленные на выявление и ликвидацию бесхозяйных аварийных скважин.
1. Ликвидация бесхозяйных аварийных скважин, выполнивших свое назначение.
В целях охраны недр и для обеспечения экологической безопасности жителей области бесхозяйные аварийные и выполнившие свое назначение скважины ежегодно ликвидируются, поскольку несут реальную опасность случайного или намеренного проникновения через их устья загрязняющих или токсичных веществ в питьевые водоносные горизонты.
В 2014 году ликвидировано 36 скважин в Исетском районе. Всего за период 2005 - 2014 годов ликвидирована 581 скважина.
При проведении обследования аварийных скважин определялось их техническое состояние, измерялась высота оголовков колонн, глубина скважин и уровней подземных вод. Также при обследовании скважин велась фотосъемка.
За ходом выполнения работ по ликвидации скважин осуществлялся внешний и внутренний контроль. Внешний контроль осуществлялся представителями Департамента недропользования и экологии Тюменской области, внутренний - специалистами подрядной организации.
2. Инвентаризация и определение состояния скважин на пресную и минеральную воду, пробуренных на территории Бердюжского, Омутинского, Сорокинского, Уватского и Юргинского районов Тюменской области.
Всего обследовано 250 скважин, пробуренных на пресную воду, и 2 скважины - на минеральную воду. Из 250 скважин 163 эксплуатируются 33 недропользователями как на основании лицензии, так и без нее, у 25 скважин установить недропользователей не удалось, 62 скважины по техническому состоянию были отнесены в разряд скважин, выполнивших свое назначение (бесхозяйные аварийные).
Из 163 скважин с установленным недропользователем 106 эксплуатировались 18 недропользователями на участках распределенного фонда недр (т.е. на основании лицензии на добычу подземных вод), еще 57 скважин эксплуатировались 16 недропользователями при отсутствии разрешения на добычу подземных вод.
Из 25 водозаборов с неустановленными недропользователями на момент обследования 15 эксплуатировались в Юргинском районе, 5 - в Сорокинском, 3 - в Уватском, 2 - в Омутинском районе. В Бердюжском районе водозаборов, эксплуатируемых неустановленными недропользователями, выявлено не было.
Скважины, выполнившие свое назначение (бесхозяйные, аварийные) (62), были выявлены на территориях всех обследуемых районов. Так, 39 скважин стали бесхозяйными вследствие ликвидации предприятий, 10 были выявлены первично в 2014 году и 11 скважин - из числа ранее обнаруженных при инвентаризации, проведенной в 2003 - 2004 годах.
По результатам обследования, проведенного в 2014 году, установлено:
1. В Бердюжском районе было обследовано 29 скважин, 28 - эксплуатируемых, 1 - бесхозяйная аварийная. Из 4 установленных недропользователей один осуществлял эксплуатацию одной скважины на основании лицензии, 27 скважин эксплуатировались тремя недропользователями без соответствующего разрешения.
По техническому состоянию обследованные 29 скважин распределены следующим образом: 20 - рабочие, 6 - технически неисправны и находятся в ремонте и 2 скважины на консервации, 1 бесхозяйная аварийная подлежит первоочередной ликвидации.
2. В Омутинском районе обследовано 37 скважин, эксплуатируемых 7 установленными недропользователями, 17 скважин - бесхозяйные аварийные, 2 скважины - эксплуатируемые неустановленными недропользователями, и 1 скважина - пробуренная на минеральную воду.
Из 7 установленных недропользователей 6 эксплуатировали 18 скважин без лицензии, 2 недропользователя производили добычу подземных вод на 19 скважинах на основании лицензии с утвержденными запасами подземных вод.
По техническому состоянию обследованные 57 скважин распределены следующим образом: 34 - действующие, 6 - резервные, 17 - бесхозяйные аварийные, подлежат первоочередной ликвидации.
3. В Сорокинском районе обследовано 18 скважин, эксплуатируемых 6 установленными недропользователями, 7 скважин - бесхозяйные аварийные, у 5 скважин не удалось установить недропользователей. Из 6 установленных недропользователей 4 эксплуатировали 7 скважин без лицензии, 2 недропользователя производили добычу подземных вод на 11 скважинах на основании лицензии с утвержденными запасами подземных вод.
По техническому состоянию обследованные 30 скважин распределены следующим образом: 18 - действующие, 3 - резервные, 2 - на консервации, 7 - бесхозяйные аварийные и подлежат первоочередной ликвидации.
4. В Уватском районе обследовано 66 скважин, эксплуатируемых 10 недропользователями, 7 скважин - бесхозяйные аварийные, 3 скважины - эксплуатируемые неустановленными недропользователями. Из 10 установленных недропользователей 9 осуществляли водоотбор из 65 скважин на основании лицензии, 1 скважина эксплуатировалась без соответствующего разрешения. Все 9 недропользователей, имеющих лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод, утвердили запасы подземных вод.
По техническому состоянию обследованные 76 скважин распределены следующим образом: 59 - рабочие, 5 - технически неисправны и находятся в ремонте, 4 - резервные, 1 - на консервации, 7 - бесхозяйные аварийные и подлежат первоочередной ликвидации.
5. В Юргинском районе обследовано 14 скважин, эксплуатируемых 6 установленными недропользователями, 30 скважин - бесхозяйные аварийные, 15 скважин - эксплуатируемые неустановленными недропользователями, 1 - пробуренная на минеральную воду. Из 6 установленных недропользователей 4 эксплуатировали 10 скважин на основании лицензии, 2 недропользователя производили добычу подземных вод без соответствующего разрешения на 4 скважинах. Все недропользователи, эксплуатирующие 7 водозаборов на основании лицензии на добычу подземных вод, утвердили запасы подземных вод.
По техническому состоянию 60 обследованных скважин распределены следующим образом: 14 - действующие, 16 - резервные, 30 - бесхозяйные аварийные и подлежат первоочередной ликвидации.
В результате выполненных работ получены данные, подтверждающие необходимость принятия совместных с федеральными надзорными органами и органами управления государственным фондом недр мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства в области охраны недр и защиты питьевых подземных горизонтов от истощения. О сложившейся ситуации будут проинформированы главы муниципальных образований, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области и другие государственные органы.
По результатам выполненных работ будет актуализирован перечень бесхозяйных аварийных скважин, подлежащих первоочередной ликвидации, в том числе в 2016 - 2020 годах.
Осуществлялись мероприятия, направленные на воспроизводство и расширение сырьевой базы подземных вод в районах, недостаточно обеспеченных ресурсами и запасами пресных подземных вод.
1. "Переоценка запасов пресных подземных вод Уватского месторождения с целью водоснабжения с. Уват (правобережье) Уватского района Тюменской области".
Целью проводимых работ являлась переоценка запасов подземных вод Уватского месторождения для обеспечения питьевого и технологического водоснабжения с. Уват (правобережье) Уватского района Тюменской области.
Запасы подземных вод Уватского месторождения пресных подземных вод (далее - МППВ) на 25-летний срок эксплуатации по категории "B" утверждены в объеме 3000 м3/сут.
Продуктивным является атлым-новомихайловский водоносный горизонт.
Результаты геоэкологического обследования показали, что зона санитарной охраны водозабора выдержана и соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02.
На водозаборе действует водоочистка, но она является маломощной. Рекомендуется строительство более эффективных водоочистных сооружений, с мощностью, соответствующей перспективному водоотбору (3000 м3/сут.).
2. "Переоценка запасов пресных подземных вод с целью водоснабжения с. Ивановка Уватского района Тюменской области".
Запасы подземных вод на эксплуатационном участке недр "Ивановский 1-й участок" на 25-летний срок эксплуатации по категории "B" утверждены в объеме 200 м3/сут.
Продуктивным является атлым-новомихайловский водоносный горизонт.
Результаты геоэкологического обследования показали, что зона санитарной охраны водозабора выдержана и соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02.
3. "Проведение поисково-оценочных работ и оценка запасов подземных вод с целью водоснабжения с. Бердюжье, с. Окунево, с. Воробьево и д. Старорямова Бердюжского района Тюменской области".
Целевым назначением работ является решение проблемы питьевого водоснабжения сел Бердюжье, Окунево, Воробьево и д. Старорямова Бердюжского района за счет пресных и слабосолоноватых подземных вод и утверждение запасов подземных вод в объеме заявленной потребности, которая составляет: с. Бердюжье - 2400 м3/сут., с. Окунево - 300 м3/сут., с. Воробьево и д. Старорямова - 200 м3/сут.
Для самостоятельного водоснабжения с. Воробьево дополнительно были проведены поисково-оценочные работы непосредственно вблизи данного населенного пункта. Заявленная водопотребность - 20 м3/сут.
Перспективные участки для водоснабжения сел Бердюжье, Окунево, Воробьево находятся на землях общей долевой и частной собственности и землях общего пользования. Перспективный участок для водоснабжения д. Старорямова находится на землях общего пользования. В соответствии с письмом администрации Бердюжского муниципального района от 04.06.2014 № 1239 геологическое изучение участков недр было разрешено только на землях общего пользования.
Подземные пресные воды перспективных участков недр для водоснабжения сел Бердюжье, Окунево и д. Старорямова приурочены к отложениям нижней части атлым-новомихайловской свиты.
Предварительные расчеты показывают, что для удовлетворения заявленной потребности с. Бердюжье в объеме 2400 м3/сут. рекомендуется водозабор, состоящий из 10 эксплуатационных скважин с нагрузкой по 240 м3/сут. Потенциальный водозабор расположен на перспективном участке недр в районе действующего водозабора. Схема водозабора линейная, с шагом скважин 100 м. Действующий водозабор рекомендуется перевести в резервный фонд.
Для удовлетворения суммарной заявленной потребности с. Воробьево и д. Старорямова в объеме 200 м3/сут. рекомендуется водозабор, состоящий из 3 эксплуатационных скважин с нагрузкой по 70 м3/сут. Действующий водозабор рекомендуется перевести в резервный фонд. Возможность отдельного удовлетворения заявленной водопотребности с. Воробьево будет определена после окончания опытно-фильтрационных работ и получения заключения органов санэпиднадзора.
Для удовлетворения заявленной потребности с. Окунево в объеме 300 м3/сут. рекомендуется водозабор, состоящий из 5 эксплуатационных скважин с нагрузкой по 60 м3/сут. Действующий водозабор рекомендуется перевести в резервный фонд.
Плановое завершение поисково-оценочных работ и оценки запасов подземных вод с целью водоснабжения сел Бердюжье, Окунево, Воробьево и д. Старорямова Бердюжского района Тюменской области - второй квартал 2015 года.
4. "Проведение геологоразведочных работ и подсчет запасов подземных питьевых вод для водоснабжения г. Тюмени Тюменской области, включая доизучение гидрогеологических условий Тура-Тавдинского междуречья, в том числе доизучение выявленных перспективных участков недр, расположенных в Нижнетавдинском районе (Калиновский, Заморозовский, Тандашковский, Понизовский)".
Целевым назначением работ является решение вопроса обеспечения питьевой водой населения г. Тюмени из защищенных источников водоснабжения (подземные воды), утверждение запасов пресных подземных вод в объеме заявленной потребности, которая составляет 302,7 тыс. м3/сут., подтверждение возможности водоотбора в объеме 450 тыс. м3/сут. для водоснабжения г. Тюмени методом математического моделирования территории Тура-Тавдинского междуречья.
Проектные водозаборы на участках предусматриваются в виде двухрядной (батарейной) схемы расположения проектных скважин по сети 500 x 500 м. В каждой точке проектной нагрузки намечается 2 эксплуатационные скважины. Проектные дебиты скважин не превышают достигнутых по опробованию прошлых лет. Данная схема с технико-экономической позиции является наиболее совершенной, т.к. более компактна, что позволит сократить площадь земельных отводов под размещение водозаборных сооружений.
Перспективным для целей водоснабжения г. Тюмени является куртамышский горизонт. Водообильность горизонта высокая, качество подземных вод куртамышского водоносного горизонта в пределах изучаемых участков Тура-Тавдинского междуречья и на действующих Тавдинской и Велижанской группах водозаборов практически полностью совпадает и в основном соответствует нормативным требованиям для питьевого водоснабжения.
По результатам работ г. Тюмень будет обеспечена объемами оцененных пресных подземных вод в требуемом по генеральному плану размере 450 м3/сут. Плановое завершение геологоразведочных работ и подсчет запасов подземных питьевых вод для водоснабжения г. Тюмени - второй квартал 2015 года.
5. "Проведение поисково-разведочных работ и подсчет запасов пресных подземных вод с целью водоснабжения с. Агарак, с. Бушуево, с. Лабино, с. Лесное, с. Новый Тап, с. Шипаково Юргинского района Тюменской области".
Администрацией Юргинского муниципального района были согласованы участки для проведения поисково-разведочных работ.
Для каждого населенного пункта рекомендованы водозаборы, на которых в том числе могут использоваться разведочно-эксплуатационные скважины, пробуренные в процессе поисково-разведочных работ.
При анализе результатов всего комплекса проведенных работ установлено:
- заявленный расход каждого из проектных водозаборов полностью обеспечен ресурсами туртасского и куртамышского горизонтов;
- технические возможности водозаборных скважин позволяют начать их эксплуатацию;
- водозаборные скважины в состоянии обеспечить заявленный расход;
- достоверность прогнозного дебита подтверждена результатами опробования скважин после их строительства.
Протоколами заседаний секции территориальной комиссии по запасам Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу по Тюменской области утверждены запасы подземных питьевых вод на 25-летний срок в суммарном объеме 3,408 тыс. м3/сут. для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения по категории "B" (тыс. м3/сут.):
- с. Агарак (протокол ТКЗ от 24.09.2014 № 26/14) - 0,294;
- с. Шипаково (протокол ТКЗ от 24.09.2014 № 29/14) - 0,337;
- с. Новый Тап (протокол ТКЗ от 24.09.2014 № 31/14) - 0,97;
- с. Лесное (протокол ТКЗ от 24.09.2014 № 30/14) - 1,071;
- с. Лабино (протокол ТКЗ от 24.09.2014 № 28/14) - 0,291;
- с. Бушуево (протокол ТКЗ от 24.09.2014 № 27/14) - 0,445.
Осуществлялись мероприятия по государственной поддержке в форме субсидии на оценку (переоценку) и государственную экспертизу запасов пресных подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения.
Уточненный объем финансирования в 2014 году государственной поддержки в форме субсидии на выполнение работ по оценке и государственной экспертизе запасов пресных подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения, составляет 12 571,0 тыс. руб.
Всего в период 2011 - 2014 годов заключены договоры о предоставлении субсидии с общим объемом государственной поддержки на сумму 126 118,781 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2015 сумма возмещения расходов, произведенных водоснабжающими организациями, составила 124 438,6 тыс. руб., из них в 2011 году - 33 489,0 тыс. руб., в 2012 году - 43 199,2 тыс. руб. в 2013 году - 35 179,4 тыс. руб., в 2014 году - 12 570,9 тыс. руб., что соответствует объемам возмещения, за которым обратились получатели субсидии.
За 2014 год Департаментом недропользования и экологии Тюменской области рассмотрено 5 заявок на получение государственной поддержки в форме субсидии на оценку (переоценку) и государственную экспертизу запасов пресных подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения, проведено 4 заседания комиссии по отбору водоснабжающих организаций и индивидуальных предпринимателей для получения государственной поддержки в форме субсидии. По результатам рассмотрения в 2014 году было заключено 5 договоров о предоставлении субсидии на общую сумму 9 995,291 тыс. руб.
Оплачено в 2014 году на основании предъявленных документов 12 570,940 тыс. руб., в том числе по договорам, заключенным в 2012 - 2013 годах. Обязательства по двум договорам 2014 года в размере 1 680,208 тыс. руб. перешли на 2015 год.
По состоянию на 01.01.2015 по 80 договорам завершены работы, связанные с оценкой и государственной экспертизой запасов месторождений пресных подземных вод.
В 2015 году работа с водоснабжающими организациями Тюменской области в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 20.06.2011 № 195-п "О порядке предоставления государственной поддержки в форме субсидии водоснабжающим организациям и индивидуальным предпринимателям" будет продолжена.
Осуществлялись мероприятия по защите питьевых подземных горизонтов от истощения, в том числе в связи с влиянием, оказываемым аварийными скважинами глубокого бурения, а также по контролю за проявлением опасных экзогенных геологических процессов в условиях ежегодного возрастания техногенной нагрузки.
1. Ликвидация бальнеологической скважины "Заводоуковская Р-1".
Скважина ликвидирована по техническим причинам. Цель ликвидации - предотвращение негативного воздействия на окружающую природную среду от сброса минерализованной воды на рельеф и загрязнения подземных пресных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения.
Акт о ликвидации скважины подписан 29.12.2014.
2. Гидрогеологические исследования на полигонах государственного мониторинга подземных вод (далее - ГМПВ) Тюменской области.
Основные геологические задачи, выполненные в 2014 году:
2.1. Контроль за состоянием подземных вод (уровни, гидрохимическое состояние, ресурсы) на 4 полигонах ГМПВ в условиях развития природно-техногенных экогеосистем, в том числе на участках источников питьевого водоснабжения, зарезервированных на период чрезвычайной ситуации.
2.2. Региональная комплексная оценка состояния компонентов окружающей среды (почва, снежный покров, поверхностные воды) и тенденций изменения подземных вод для обеспечения безопасных условий использования подземных вод, в том числе в период ЧС.
2.3. Выявление, изучение и анализ геологических процессов (загрязнение подземных вод, подтопление территорий и т.д.), обусловленных антропогенной деятельностью, в том числе изучение влияния на состояние подземных вод объектов:
- разведки и эксплуатации нефтяных месторождений Уватского и Демьянского нефтегазоносных районов;
- градопромышленной агломерации;
- агропромышленного и животноводческого комплексов.
2.4. Детальная комплексная оценка состояния компонентов окружающей среды (снежного покрова, почвогрунтов, поверхностных и подземных вод) на территории техногенного объекта ЗАО "Племзавод - Юбилейный" с целью оценки площади и степени его воздействия на окружающую среду и получения дополнительных данных для расчета накопленного экологического ущерба.
2.5. Геолого-экологическое дешифрирование материалов дистанционного зондирования земли по территориям Тура-Тавдинского и Речкинского полигонов ГМПВ с целью выявления негативных процессов, влияющих на безопасность жизнедеятельности человека, промышленные и хозяйственные объекты.
2.6. Инженерно-геологическое обследование (далее - ИГО) территории Тура-Тавдинского полигона ГМПВ в границах Тюменского административного района с целью подтверждения развития экзогенных геологических процессов (далее - ЭГП), выявленных в процессе дешифрирования материалов дистанционного зондирования земли (далее - МДЗЗ).
На 96 наблюдательных пунктах территориальной наблюдательной сети проведено 4 984 замера уровня подземных вод.
Среднегодовые значения уровней подземных вод (далее - УПВ) в 2014 году были выше значений 2013 года в среднем на 0,15 - 0,24 м. На всей территории области наблюдается начало одиннадцатилетнего цикла многолетнего подъема УПВ. Прогноз положения уровня грунтовых вод на 2014 год подтвердился. Наблюдаемая с 2003 года тенденция спада уровней сменяется их повышением.
Комплексная оценка гидрохимического состояния подземных вод и других компонентов окружающей среды проведена путем отбора и анализа 55 проб подземных вод, 10 проб поверхностных вод, 14 образцов снежного покрова и 60 образцов почвогрунтов.
В связи с ухудшением в 2014 году качества компонентов окружающей среды относительно аналогичного показателя 2013 года экологическая обстановка на территориях полигонов ГМПВ в 2014 году классифицируется как неблагоприятная:
1. Степень химического загрязнения снежного покрова увеличилась на территориях Тура-Тавдинского, Тобольского и Ишимского полигонов ГМПВ. При этом максимальная степень загрязнения снежного покрова в 2014 году отмечалась на Тура-Тавдинском полигоне ГМПВ, испытывающем мощное техногенное воздействие от автотранспорта и промышленных предприятий, характеризующееся широчайшим разнообразием выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их более значительными объемами. Минимальная степень загрязнения снежного покрова наблюдалась на территории Демьянского полигона ГМПВ, где пользователи лицензионных участков на добычу углеводородного сырья выполняют мероприятия по охране окружающей среды.
Ухудшение качества снежного покрова на территории Тура-Тавдинского полигона ГМПВ может быть связано с незначительным увеличением в январе - феврале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года содержания в атмосферном воздухе массовой концентрации сажи (технического углерода), являющейся универсальным переносчиком самых разнообразных химических компонентов различной степени токсичности. Кроме того, использование антигололедных и противогололедных реагентов для обработки дорог и улиц, пешеходных зон и тротуаров от гололедных образований также может оказывать влияние на загрязнение снежного покрова.
2. Качество почвогрунтов на территориях всех полигонов ГМПВ (за исключением Ишимского) в 2014 году ухудшилось в связи с увеличением в них концентраций тяжелых металлов до значений, превышающих предельно допустимые.
Причины увеличения концентраций тяжелых металлов в почвах могут быть разные, однако в большинстве случаев колебания объясняются ростом количества источников выбросов, и как следствие - увеличением суммарной эмиссии загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
По данным Тюменьстата, в 2013 году в Тюменской области число учтенных предприятий и организаций, осуществляющих эмиссию загрязняющих веществ в атмосферу, возросло с 1 027 до 1 082. Количество источников выбросов увеличилось с 16 350 до 17 156. При этом в пределах полигонов ГМПВ наибольший рост их количества по сравнению с аналогичным показателем 2012 года отмечен на территориях г. Тюмени (+109,6%), Нижнетавдинского (+132,6%), Тобольского (+115,6%) и Казанского (+142,5%) районов, наибольшее снижение - на территории г. Ишима (-94,3%).
Общее количество загрязняющих веществ от стационарных источников в 2013 году достигло 196,859 тыс. т (в 2012 году - 160,415 тыс. т), как и ранее, 68% из них выброшено без очистки. В целом за 2013 год от транспорта в атмосферный воздух поступило 132,2 тыс. т загрязняющих веществ. Более половины из них приходилось на г. Тюмень.
Ухудшение качества снежного покрова и почвогрунтов отразилось на увеличении количества и концентраций загрязняющих компонентов в грунтовых водах. Однако новых участков загрязнения не выявлено.
3. Качество поверхностных вод по индексу загрязненности воды на Тобольском и Демьянском полигонах ГМПВ ухудшилось, на Ишимском - улучшилось, на Тура-Тавдинском - осталось на уровне прошлого года. При этом на территориях всех полигонов ГМПВ оно не соответствовало действующим рыбохозяйственным нормам. В большинстве водных объектов увеличилось содержание железа общего, меди, марганца и алюминия. Увеличение содержания железа общего и марганца в большинстве водных объектов на территориях полигонов ГМПВ связано с природными факторами. Рост концентраций меди и алюминия в поверхностных водах может быть обусловлен их загрязнением промышленными, хозяйственно-бытовыми и ливневыми стоками.
4. Грунтовые воды характеризовались увеличением количества и концентраций загрязняющих компонентов. Ухудшение качества снежного покрова и почвогрунтов отразилось на увеличении количества и концентраций загрязняющих компонентов в грунтовых водах. В то же время новых участков загрязнения не выявлено, предпосылок возникновения чрезвычайных ситуаций нет.
Максимальные концентрации загрязняющих веществ в компонентах окружающей среды отмечены на самой техногенно-нагруженной территории Тура-Тавдинского полигона ГМПВ - Тюменской градопромышленной агломерации. Для расширения круга анализируемых причин ухудшения экологической обстановки Департаментом недропользования и экологии Тюменской области направлен запрос в администрацию г. Тюмени о применяемых в последние годы антигололедных реагентах.
Качество подземных вод основного питьевого горизонта на действующих водозаборах по большинству определяемых компонентов соответствовало нормам СанПиН 2.1.4.1074-01. Исключение составили окисляемость перманганатная, общее железо, марганец и кремний, повышенные концентрации которых имеют природный характер происхождения, свойственный нашему региону. В единичных случаях в подземных водах отдельных водозаборов были зафиксированы повышенные концентрации аммонийного азота (до 2,8 ПДК). Чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением поверхностных вод основного питьевого горизонта, не отмечалось.
В границах Тура-Тавдинского полигона ГМПВ на 01.12.2014 разведано и предварительно оценено 21 месторождение пресных подземных вод (далее - МППВ), 43 участка МППВ и 43 эксплуатационных участка недр для питьевого и технического водоснабжения.
Общая сумма разведанных и предварительно оцененных запасов пресных подземных вод на 01.12.2014 составила 243,6 тыс. м3/сут., из них 237,4 тыс. м3/сут. по категории A + B.
В качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Тура-Тавдинского полигона ГМПВ рекомендуются Винзилинское, Боровское, Богандинское, Нижнетавдинское, Кулаковское, Труфановское (северная часть), Западно-Мальцевское и Северо-Мальцевское месторождения пресных подземных вод.
В пределах территории Тобольского полигона ГМПВ на 01.12.2014 разведано и предварительно оценено 3 МППВ, 5 участков МППВ и 38 эксплуатационных участков недр для питьевого и технического водоснабжения. Общая сумма разведанных и предварительно оцененных запасов пресных подземных вод по состоянию на 01.12.2014 составила 86,8 тыс. м3/сут., из них 62 тыс. м3/сут. по категории A + B.
В качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Тобольского полигона ГМПВ рекомендуются Соколовское и Сибиряковское месторождения пресных подземных вод.
В пределах территории Ишимского полигона ГМПВ на 01.12.2014 разведано и предварительно оценено 22 МППВ, 4 участка МППВ и 28 эксплуатационных участков недр для питьевого и технического водоснабжения. Общая сумма разведанных и предварительно оцененных запасов подземных вод по состоянию на 01.12.2014 составила 42,2 тыс. м3/сут., из них 19,6 тыс. м3/сут. по категории A + B.
В качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Ишимского полигона ГМПВ рекомендуются Новоселезневское и Казанское месторождения пресных подземных вод.
В пределах территории Демьянского полигона ГМПВ в настоящее время разведаны и оценены запасы пресных подземных вод на 1 месторождении пресных подземных вод (Кальчинское) и 12 эксплуатационных участках недр для питьевого и технического водоснабжения. Общая сумма разведанных и предварительно оцененных запасов пресных подземных вод по состоянию на 01.12.2014 составила 7,5 тыс. м3/сут., из них 1,9 тыс. м3/сут. по категории A + B.
На территории Демьянского полигона ГМПВ резервные источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отсутствуют.
На территории ЗАО "Племзавод - Юбилейный" отмечалась неблагоприятная экологическая ситуация, что связано с негативным влиянием хозяйственной деятельности предприятия на состояние окружающей среды.
Наличие загрязняющих веществ было выявлено во всех компонентах окружающей среды, в том числе на участках, попадающих в зону формирования запасов подземных вод Ишимского МППВ, используемого для питьевого водоснабжения населения.
Департаментом недропользования и экологии Тюменской области результаты мониторинговых наблюдений за 2014 год направлены в соответствующие органы исполнительной власти области и администрацию Ишимского муниципального района.
Департаментом недропользования и экологии Тюменской области планируется провести совещание о необходимости принятия мер по исключению влияния хозяйственной деятельности предприятия на состояние подземных вод Ишимского МППВ.
По результатам дешифрирования космофотоснимков (далее - КФС) территории Тура-Тавдинского (в границах Тюменского муниципального района) и Речкинского полигонов ГМП выделены антропогенные экогеосистемы (сенокосы, поля, селитебные зоны, промышленные и дорожные сооружения), а также видимые проявления экзогенных геологических процессов (далее - ЭГП), в основном овражной и береговой эрозии.
С целью подтверждения результатов дешифрирования проведено инженерно-геологическое обследование (далее - ИГО) выделенных антропогенных экогеосистем. Задокументировано 32 инженерно-хозяйственных объекта (далее - ИХО), из которых 19 подвержены негативному воздействию экзогенных геологических и инженерно-геологических процессов либо находятся в зоне возможного их проявления.
Наибольшую опасность для ИХО представляют процессы подтопления. Подтопленные участки были зафиксированы в селах Богандинское, Червишево и р.п. Винзили (район "Мельница"). Причиной подтопления явился выход реки Пышма из русла на пойму на отдельных ее участках.
Департаментом недропользования и экологии Тюменской области в адрес администрации Тюменского района была направлена информация о подтоплении на восточной окраине с. Богандинское для рассмотрения и принятия решения с учетом того, что территория спланирована под застройку.
Влияние овражной эрозии на ИХО зафиксировано в деревнях Елань, Большие Акияры, селах Княжево и Перевалово. В селе Княжево зафиксировано начало процесса заболачивания. Информация по результатам геолого-экологического дешифрирования материалов дистанционного зондирования земли (далее - ДЗЗ) территорий Тура-Тавдинского (в границах Тюменского района) и Речкинского полигонов ГМПВ направлена в администрацию Тюменского муниципального района.
Подготовлены для публикации на портале органов государственной власти Тюменской области схемы эколого-гидрогеологического современного состояния подземных вод и техногенной нагрузки по 4 полигонам государственного мониторинга подземных вод за 2014 год.
Осуществлялись меры, направленные на стимулирование роста инвестиций в геологоразведочные работы в Тюменской области, реализованы мероприятия, дающие комплексную оценку геологоразведочной, нефтегазодобывающей отраслям, а также подготовлена информация о состоянии лицензирования по всем видам полезных ископаемых.
1. Анализ развития и освоения минерально-сырьевой базы Тюменской области (в части углеводородного сырья).
Отчеты недропользователей о выполнении условий пользования недрами, установленных проектами на проведение геологоразведочных работ и разработку месторождений, а также лицензионными соглашениями, представляются нефтяными компаниями после 20 февраля года, следующего за отчетным. В связи с этим в 2014 году анализ минерально-сырьевой базы области подготовлен по состоянию на 01.01.2014, итоги недропользования в Тюменской области подведены за 2013 год.
По состоянию на 01.01.2014 распределенный фонд недр (далее - РФН) составлял 31% (49 тыс. км2) от общей площади Тюменской области и включал 38 лицензионных участков, на которых ведутся работы 21 компанией. В 2013 году по сравнению с показателем 2012 года, распределенный фонд увеличился на 8 тыс. км2.
Крупнейшими вертикально-интегрированными нефтегазовыми компаниями, работающими в Тюменской области, являются:
- ОАО "НК-Роснефть" (дочерняя компания - ООО "РН-Уватнефтегаз");
- ОАО "Сургутнефтегаз";
- ОАО "Газпром" (дочерняя компания - ООО "Газпромнефть-Хантос").
Нефтегазовый комплекс Тюменской области является базовым в экономике Тюменской области. В последние годы идет динамичное наращивание объемов добычи нефти (с 1,4 млн. т в 2008 году до 9,64 млн. т в 2013, за 2014 год добыто 10,7 млн. т). По состоянию на 01.01.2014 накопленный объем добычи нефти составлял 43,353 млн. т, на 01.01.2015 - 54,075 млн. т (ожидаемое, т.к. заслушивание отчетов недропользователей происходит в феврале).
В 2013 году компанией ООО "ТНК-Уват" открыто три месторождения нефти: Резвовское, Кирилкинское, Северо-Кеумское.
В целом в Тюменской области государственным балансом полезных ископаемых на 01.01.2014 учтено 40 месторождений углеводородов (39 нефтяных и 1 нефтегазоконденсатное) с геологическими запасами нефти категории A + B + C1 - 657,043 млн. т, категории C2 - 1036,541 млн. т, извлекаемыми запасами нефти категории A + B + C1 - 172,481 млн. т, категории C2 - 237,241 млн. т.
В 2013 году извлекаемые запасы нефти категории C1 с учетом добычи, разведки, переоценки увеличились на 38,3 млн. т по сравнению с показателем 2012 года.
За 2013 год добыто 329 млн. м3 растворенного газа, уровень использования (утилизации) которого составил 34%.
2. Мониторинг недропользования и охраны недр Тюменской области.
В 2014 году были выполнены работы по актуализации базы данных "Системы Мониторинга Недропользования" в части:
- реестра лицензионных участков;
- координат лицензионных участков;
- архива документов по лицензионным участкам;
- кадастровых и картографических сведений по особо охраняемым природным территориям;
- движения запасов углеводородного сырья.
По состоянию на 01.12.2014 реестр действующих лицензионных участков включает 621 лицензию, в том числе по видам ресурсов:
углеводородное сырье - 40;
ОПИ, включая агрохимическое сырье - 159;
пресные подземные воды - 389;
минеральные подземные воды - 33.
Общее количество особо охраняемых природных территорий регионального значения Тюменской области составляет 96 объектов.
Ежеквартально обновлялись карты недропользования по муниципальным районам Тюменской области.
Осуществлялось мероприятие по организации и проведению конкурса профессионального мастерства "Славим человека труда!" Уральского федерального округа по номинации "Лучший оператор по добыче нефти и газа".
С целью повышения престижа рабочих профессий в отрасли топливно-энергетического комплекса проведен конкурс в номинации "Лучший оператор по добыче нефти и газа". Департамент недропользования и экологии Тюменской области был определен ответственным за организацию и проведение в 2013 году конкурса в данной номинации, а также за представление в 2014 году победителя и призеров регионального этапа конкурса от Тюменской области на окружном (заключительном) этапе конкурса Уральского федерального округа.
Победитель регионального этапа конкурса профессионального мастерства "Славим человека труда!" Уральского федерального округа в Тюменской области в номинации "Лучший оператор по добыче нефти и газа" Тимофеев Г.А. (ООО "РН-Уватнефтегаз") участвовал в окружном (заключительном) этапе конкурса в г. Новый Уренгой 19.03.2014, где занял 4-е место.
В рамках осуществления мер, направленных на повышение обеспеченности промышленности Тюменской области местным минеральным сырьем, Департаментом недропользования и экологии Тюменской области подготовлены и направлены в Департамент инвестиционной политики Тюменской области информационные материалы ревизионной оценки месторождений строительных материалов (песок, глина), проведенной в 2013 году. Материалы, подготовленные для передачи потенциальным инвесторам, содержат информацию о границах и запасах месторождений, принадлежности земельных участков, возможности использования полезных ископаемых при производстве строительных работ и материалов. Включение в Программу мероприятий, направленных на поиск песков строительных с модулем крупности более 2.0, отложено в связи с сокращением доходов бюджета Тюменской области.
В ходе реализации Программы проблемных вопросов не выявлено.
Показатели реализации Программы в 2014 году:
1. По состоянию на 01.01.2015 уровень компенсации добычи общераспространенных полезных ископаемых приростом запасов составил 256% (по предварительной информации, т.к. срок представления отчетов по объему добычи недропользователями определен 5 февраля года, следующего за отчетным) при плановом 241%, что составляет 106,2% от планового значения. Фактическое значение показателя за 2013 год - 246%.
2. Доля месторождений (участков недр) водоснабжающих организаций и индивидуальных предпринимателей с оценкой (переоценкой) и государственной экспертизой запасов пресной подземной воды, используемой для питьевого водоснабжения населения, выполненной за счет государственной поддержки в форме субсидии, в общем количестве месторождений (участков недр), на оценку (переоценку) запасов пресной подземной воды которых водоснабжающие организации имеют право получения государственной поддержки в форме субсидии, составила 97,6% при плановом годовом значении 100%. Фактическое значение показателя за 2013 год - 72,4%.
Недостижение планового значения показателя связано с заключением части договоров на 2014 - 2015 годы (переходящие) и завершением работ по оценке запасов в 2015 году.
3. Уровень удовлетворения потребности населенных пунктов Бердюжского, Уватского, Юргинского районов и г. Тюмени в запасах пресных подземных вод для обеспечения питьевого водоснабжения составил 33,5% при плановом 34%. Фактическое значение показателя за 2013 год - 32,3%.
Снижение показателя связано с тем, что утвержденные запасы подземных вод промышленных категорий на 01.01.2013, являющиеся частью алгоритма расчета показателя, снижены со 150,1 тыс. м3/сут. до 148,4 тыс. м3/сут., в связи с включением при формировании показателя запасов населенного пункта, не входящего в площадь проводимых геологоразведочных работ.
4. Доля ликвидированных (законсервированных) бесхозяйных скважин от количества скважин, подлежащих ликвидации в первоочередном порядке, составила 83,7% при плановом годовом значении 100%. Фактическое значение показателя за 2013 год - 82,6%.
Снижение показателя связано с тем, что по результатам инвентаризации и обследования скважин в Бердюжском, Омутинском, Сорокинском, Уватском и Юргинском районах в 2014 году было выявлено больше, чем планировалось, бесхозяйных скважин.
Показатель рассчитывается как накопленный процент ликвидированных скважин от перечня бесхозяйных скважин, подлежащих первоочередной ликвидации, по результатам инвентаризации 2003 - 2004 годов и повторных обследований в 2006 - 2008, 2011 - 2014 годах.
Фактическое количество ликвидированных скважин соответствует запланированному и в 2014 году составило 36 скважин. Всего по состоянию на 01.01.2015 ликвидирована 581 скважина (нарастающим итогом с 2005 года).
5. Доля устраненных в установленные сроки нарушений законодательства в сфере недропользования в общем количестве выявленных нарушений составила 87,8% при плановом годовом значении 87,5%. Фактическое значение показателя за 2013 год - 87,5%.


------------------------------------------------------------------