Типы документов

Реклама

Партнеры


Распоряжение Председателя Тюменской областной Думы от 01.04.2015 N 65-рп "О Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению проектов законов Тюменской области"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 апреля 2015 г. № 65-рп

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона Тюменской области "Об основах организации и деятельности Тюменской областной Думы", частью 1 статьи 14 Регламента Тюменской областной Думы:
1. Утвердить Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению проектов законов Тюменской области (прилагается).
2. Опубликовать настоящее распоряжение в официальном сетевом издании Тюменской областной Думы "Вестник Тюменской областной Думы".
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с момента его опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к распоряжению председателя
областной Думы
от 01.04.2015 № 65-рп

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Законом Тюменской области от 07.03.2003 № 121 "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области", с учетом Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, разработанных Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в целях организации работы по оформлению проектов законов Тюменской области, вносимых в Тюменскую областную Думу в качестве законодательной инициативы (далее - законопроект).
Настоящие Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы при работе по оформлению базового законопроекта, по внесению изменений в действующие законодательные акты, при признании законодательного акта и его структурных единиц утратившими силу, при подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу.
Целью настоящих Методических рекомендаций является повышение качества законодательных актов Тюменской области путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов юридической техники.

1. Структура законопроекта

1.1. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро найти.
При внесении изменений в несколько законодательных актов для облегчения восприятия наименования закона в нем должна быть определена тематика вносимых изменений либо указано, в связи с чем вносятся изменения (например, "О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области в связи с изменением категорий ряда населенных пунктов Тюменской области").
1.2. Наименование законопроекта печатается с прописной буквы по центру страницы полужирным шрифтом, кегль 14, буквы строчные, междустрочный пробел - полтора интервала.
1.3. После наименования законопроекта может быть преамбула. Преамбула - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи.
Преамбула не должна содержать:
1) самостоятельные нормативные предписания;
2) деление на статьи;
3) ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;
4) легальные дефиниции;
5) предмет регулирования законопроекта;
6) нумерацию.
Преамбула может подразделяться на абзацы, частей преамбула не имеет. Преамбула предваряет текст законопроекта.
1.4. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает их использование, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.
Используются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:
1) часть;
2) раздел;
3) глава;
4) статья.
Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.
Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы.
1.5. Часть законопроекта:
1) обозначается словами:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
или
ЧАСТЬ ВТОРАЯ

2) может иметь наименование:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3) либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ
или
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.
1.6. Раздел:
1) имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
2) имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим через полуторный интервал.
Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
Пример:

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.7. Подраздел:
1) имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
2) имеет наименование.
Обозначение подраздела печатается с прописной буквы по центру страницы.
Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
Пример:

Подраздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.8. Глава:
1) нумеруется арабскими цифрами;
2) имеет наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы по центру страницы.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример:

Глава 5. ОБНАРОДОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1.9. Статья законопроекта:
1) является его основной структурной единицей;
2) имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
3) имеет наименование, но в исключительных случаях (законопроекты о внесении изменений в действующие законодательные акты) может его не иметь.
Примеры:

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. .... (часть 1)
2. .... (часть 2)

или

Статья 1

1. .... (часть 1)
2. .... (часть 2)

Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:

Статья 1. Основные понятия

1. .... (часть 1)
2. ...: (часть 2)
1) ...; (пункт 1 части 2)
2) ...: (пункт 2 части 2)
а) ...; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) .... (подпункт "б" пункта 2 части 2)

или

Статья 1

1. .... (часть 1)
2. ...: (часть 2)
1) ...; (пункт 1 части 2)
2) ...: (пункт 2 части 2)
а) ...; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) .... (подпункт "б" пункта 2 части 2)

Каждая структурная единица статьи должна иметь только свойственное ей обозначение.
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
В случае если статья состоит из одной части, то часть не обозначается цифрой.
Статья, содержащая основные понятия или термины, используемые в законодательном акте, должна строиться следующим образом:

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) ...; (пункт 1 статьи 1)
2) .... (пункт 2 статьи 1)

Недопустимо деление последнего в статье пункта (подпункта) на абзацы, начинающиеся с прописной буквы.
1.10. Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:
1) не имеют наименований статей;
2) делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:

Статья 1

Внести в Закон Тюменской области от ... № ... "..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ...) следующие изменения:
1) ...; (пункт 1)
2) ...; (пункт 2)
3) ...: (пункт 3)
а) ...; (подпункт "а" пункта 3)
б) ...; (подпункт "б" пункта 3)
4) .... (пункт 4)

или

Статья 1

Признать утратившими силу:
1) ...; (пункт 1)
2) ...; (пункт 2)
3) ...; (пункт 3)
4) ...; (пункт 4)
5) ...; (пункт 5)
6) .... (пункт 6)

1.11. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов частей статей и буквенное обозначение подпунктов пунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8).
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 - дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4 и т. д.).
Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми через точку с основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 5.1, статья 7.2, часть 2.1, пункт 3.3, подпункт "б.1").
Пример:

Статья 2

Внести в Закон Тюменской области от ... № ... "О ..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ...) следующие изменения:
1) дополнить статьей 3.1 следующего содержания:
"Статья 3.1. ...

1. ....
2. ....";
2) часть 2 статьи 10:
дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1) ...;".

Часть, раздел, глава, статья и ее структурные единицы (часть, пункт, подпункт, абзац) при признании их утратившими силу участвуют в подсчете структурных единиц законодательного акта (статьи) при последующем внесении изменений в данный законодательный акт и его структурную единицу.
При признании статьи (главы, раздела) утратившей силу место этой статьи (главы, раздела) в структуре законодательного акта сохраняется и не заменяется другими структурными единицами. При дополнении законодательного акта новыми статьей, главой, разделом употребляется принятое для этой структурной единицы обозначение с дополнительными цифрами, помещаемыми через точку с основными цифровыми обозначениями.
К примеру, если статья 12 Закона Тюменской области признана утратившей силу, Закон Тюменской области следует дополнять статьей 12.1.
1.12. В статьях о вступлении в силу законопроектов применяется словосочетание "вступает в силу".
Понятие "введение в действие" употребляется только по отношению к кодексам. Самостоятельный закон о введении в действие может приниматься только в отношении кодексов.
Если предполагается, что законодательный акт должен вступить в силу через значительный промежуток времени после дня его официального опубликования, следует использовать конкретный день вступления в силу законодательного акта, формулировка "вступает в силу не позднее..." недопустима.
1.13. Следует избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся. Обозначение примечания печатается с прописной буквы полужирным шрифтом и располагается после текста статьи законодательного акта с абзацного отступа.
Юридическая сила примечаний и статьи законодательного акта, к которой они относятся, одинакова.
1.14. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т. д.
Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N. При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак № также не указывается.
Пример:

согласно приложению 4 к настоящему Закону

Юридическая сила приложений и законодательного акта, к которому они относятся, одинакова.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта без указания на регистрационный номер и дату подписания законодательного акта. Печатается шрифтом Arial, кегль 11, выравнивание по левому краю, междустрочный интервал 1.
Примеры:

Приложение
к Закону Тюменской области "О ..."

или

Приложение 2
к Закону Тюменской области "О ..."

Наименование приложения располагается по центру страницы строчными буквами, не выделяется полужирным шрифтом, печатается шрифтом Arial, кегль 12, междустрочный интервал 2.
Если в приложение вносится несколько изменений, затрудняющих определение того, что конкретно подлежит изменению в приложении (строка, позиция и т. д.), или вносятся существенные изменения, или в приложение неоднократно вносились изменения, которые затрудняют применение приложения, то приложение следует изложить в новой редакции.
Под существенными изменениями, влекущими необходимость представления новой редакции приложения, понимается изменение более чем одной трети правовых предписаний приложения.

2. Порядок употребления ссылок

2.1. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты и законопроекты недопустимы.
2.2. При необходимости сделать ссылку в законопроекте на законодательный акт указываются его реквизиты в определенной последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование законодательного акта.
Пример:

в соответствии с Законом Тюменской области от 12.03.2001 № 276 "Об основах организации и деятельности Тюменской областной Думы"

При отсутствии номера законодательного акта указываются его вид, дата подписания и наименование законодательного акта.
Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.
2.3. При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт (подзаконный правовой акт) при первом его упоминании применяется следующая формулировка:

в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях")

или

в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон)

2.4. При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в определенной последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в скобках - вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции.
Пример:

в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ)

2.5. Ссылки на Конституцию Российской Федерации и Устав Тюменской области оформляются следующим образом:

в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации
в соответствии со статьей 32 Устава Тюменской области

2.6. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
Пример:

в соответствии с Кодексом Тюменской области об административной ответственности

2.7. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
2.8. При необходимости сделать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу указывается данная конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример:

регулируются частью 2 статьи 10 Закона Тюменской области от ... № ... "...".

2.9. Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Примеры:

подпункт "а.2" пункта 2 части 1 статьи 5
подпункт "в" пункта 1 части 2 статьи 5
глава 5
разделы III и IV

Если части статей законодательного акта не имеют порядковых номеров, то при внесении изменения в такие структурные единицы они указываются словами.
Пример:

Внести в часть вторую статьи 5 Закона Тюменской области "О ...".

2.10. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Пример:

абзац второй части 1 статьи 1

При этом счет абзацев начинается с первого абзаца каждой структурной единицы.
2.11. Ссылки на структурные единицы этого же законодательного акта оформляются следующим образом:

содержащиеся в главе 3 настоящего Закона
в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Кодекса
в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи
в соответствии с пунктом 2.1 части 4 статьи 5 настоящего Закона
в соответствии с подпунктом "а.1" пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Закона
регулируется подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Закона

2.12. Ссылки в законодательных актах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законодательном акте на конкретное постановление Правительства Тюменской области).
2.13. В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.

3. Порядок указания официальных источников опубликования

3.1. В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области" официальным опубликованием закона Тюменской области считается первая публикация его полного текста в газетах "Тюменская правда", "Парламентская газета "Тюменские известия", "Тюменская область сегодня" или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru) в подразделе "Опубликование законов Тюменской области и иных нормативных правовых и правовых актов" раздела "Законодательство", официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
3.2. Источником официального опубликования законов Тюменской области до 30 июня 2000 года является газета "Тюменские известия", после указанной даты - "Парламентская газета "Тюменские известия".
3.3. Если в законодательный акт вносятся изменения или законодательный акт (его структурная единица) признается утратившим силу, то обязательно указывается источник его официального опубликования.
Пример:

Статья 1

Внести в Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области от 03.06.2003 № 139 ("Парламентская газета "Тюменские известия", № 115, 10.06.2003; № 239-240, 12.11.2004; № 276 - 277, 09.12.2005; № 136, 04.07.2006; № 246 - 247, 14.11.2006; № 270 - 271, 08.12.2006; "Тюменская область сегодня", № 54, 31.03.2009; № 188, 13.10.2009; № 78, 06.05.2010; № 121, 09.07.2010; № 237, 22.12.2010; № 34, 02.03.2011; "Парламентская газета "Тюменские известия", № 118, 09.07.2011; № 156, 07.09.2011; № 121, 17.07.2012; № 234, 28.12.2012; № 37, 02.03.2013; № 59, 05.04.2013; № 115, 09.07.2013) следующие изменения:

3.4. При опубликовании одного и того же законодательного акта в один день в нескольких официальных периодических печатных изданиях в качестве официального источника опубликования следует указывать периодическое издание, имеющее больший тираж.
При опубликовании одного и того же законодательного акта в один день в периодическом печатном издании и на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru), официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в качестве официального источника опубликования следует указывать периодическое печатное издание.
3.5. При внесении изменения в наименование законодательного акта указываются:
1) источник официального опубликования законодательного акта;
2) источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
3) источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт.
3.6. При внесении изменений в законодательный акт, разделенный на части, указывается следующий перечень источников официального опубликования:
1) при дополнении новой частью, внесении изменений в наименование части законодательного акта и изложении части в новой редакции указываются:
- источник официального опубликования законодательного акта;
- источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
- источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт;
2) при дополнении новым разделом, внесении изменений в наименование раздела и изложении раздела в новой редакции указываются:
- источник официального опубликования законодательного акта;
- источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
- источник официального опубликования части в новой редакции (если она была);
- источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в часть;
3) при дополнении новой главой, внесении изменений в наименование главы и изложении главы в новой редакции указываются:
- источник официального опубликования законодательного акта;
- источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
- источник официального опубликования части в новой редакции (если она была);
- источник официального опубликования раздела в новой редакции (если она была);
- источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в раздел;
4) при дополнении новой статьей указываются:
- источник официального опубликования законодательного акта;
- источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
- источник официального опубликования части в новой редакции (если она была);
- источник официального опубликования раздела в новой редакции (если она была);
- источник официального опубликования главы в новой редакции (если она была);
- источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в главу.
3.7. При внесении изменений в законодательный акт, разделенный на разделы, указывается следующий перечень источников официального опубликования:
1) при дополнении новым разделом, внесении изменений в наименование раздела и изложении раздела в новой редакции:
- источник официального опубликования законодательного акта;
- источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
- источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт;
2) при дополнении новой главой, внесении изменений в наименование главы и изложении главы в новой редакции:
- источник официального опубликования законодательного акта;
- источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
- источник официального опубликования раздела в новой редакции (если она была);
- источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в раздел;
3) при дополнении новой статьей:
- источник официального опубликования законодательного акта;
- источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
- источник официального опубликования раздела в новой редакции (если она была);
- источник официального опубликования главы в новой редакции (если она была);
- источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в главу.
3.8. При внесении изменений в законодательный акт, разделенный на главы, указывается следующий перечень источников официального опубликования:
1) при дополнении новой главой, внесении изменений в наименование главы и изложении главы в новой редакции:
- источник официального опубликования законодательного акта;
- источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
- источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт;
2) при дополнении новой статьей:
- источник официального опубликования законодательного акта;
- источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
- источник официального опубликования главы в новой редакции (если она была);
- источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в главу.
3.9. При дополнении новой статьей законодательного акта, разделенного только на статьи, указываются:
1) источник официального опубликования законодательного акта;
2) источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
3) источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт.
3.10. Независимо от наличия в законодательном акте таких структурных единиц, как части, разделы, главы, при внесении изменения в статью и (или) в ее наименование, в том числе в случае изложения статьи и (или) ее наименования в новой редакции, указываются:
1) источник официального опубликования законодательного акта;
2) источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
3) источник официального опубликования статьи в новой редакции (если она была);
4) источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в данную статью и (или) ее наименование.
3.11. Независимо от наличия в законодательном акте таких структурных единиц, как части, разделы, главы, при дополнении законодательного акта новым приложением указываются:
1) источник официального опубликования законодательного акта;
2) источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
3) источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт.
3.12. При внесении изменений в приложение к законодательному акту, изложении приложения или его наименования в новой редакции указываются:
1) источник официального опубликования законодательного акта;
2) источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
3) источник официального опубликования приложения в новой редакции (если она была);
4) источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в приложение.
3.13. Если в законодательный акт вносится несколько изменений одновременно в разные структурные единицы данного акта, то перечень источников официального опубликования составляется путем поглощения более широким перечнем меньшего перечня.
3.14. При внесении изменений в законодательный акт, признанный утратившим силу с даты, которая еще не наступила, наряду со всеми установленными источниками опубликования указывается также официальный источник опубликования законодательного акта, признавшего данный законодательный акт утратившим силу.
3.15. При приостановлении действия законодательного акта указываются следующие источники официального опубликования:
1) при приостановлении действия законодательного акта полностью, а также в неотделимой части (не выделенной в самостоятельную структурную единицу):
- источник официального опубликования законодательного акта;
- источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
- источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт;
2) при приостановлении действия структурной единицы законодательного акта или его структурной единицы в неотделимой части (не выделенной в самостоятельную меньшую структурную единицу):
- источник официального опубликования законодательного акта;
- источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
- источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в структурную единицу законодательного акта, действие которой приостанавливается.
При внесении изменений в статью законодательного акта (ее структурную единицу) источник официального опубликования законодательного акта, которым действие данной статьи (ее структурной единицы) на момент внесения изменения было приостановлено, не указывается.
3.16. При признании утратившими силу:
1) законодательного акта или его структурных единиц - указывается источник их официального опубликования;
2) структурной единицы в неотделимой части (не выделенной в самостоятельную меньшую структурную единицу) указываются:
- источник официального опубликования законодательного акта;
- источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
- источник официального опубликования признаваемой утратившей силу в неотделимой части структурной единицы законодательного акта в новой редакции (если она была);
- источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в данную структурную единицу;
3) структурной единицы законодательного акта, которая в первоначальной редакции законодательного акта отсутствовала, но была дополнена позднее (при внесении в него изменений), указываются:
- источник официального опубликования законодательного акта;
- источник официального опубликования законодательного акта, которым данная структурная единица была дополнена.

4. Внесение изменений в законодательные акты

4.1. Внесением изменений считается:
1) замена слов, цифр;
2) исключение слов, цифр, предложений;
3) исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;
4) новая редакция структурной единицы законодательного акта;
5) дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;
6) дополнение структурными единицами законодательного акта;
7) приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц;
8) продление действия законодательного акта или его структурных единиц.
Необходимо учитывать, что исключению подлежат только отдельные слова, цифры или предложения, находящиеся в составе структурных единиц законодательного акта, тогда как структурные единицы законодательного акта (главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) подлежат признанию утратившими силу.
4.2. Если законодательный акт (его структурные единицы) не вступил(и) в силу, но потерял(и) свое значение, то его структурные единицы не могут признаваться утратившими силу, а подлежат исключению.
Если необходимость в законодательном акте отпала, но он еще не вступил в силу, применяется термин "отменить".
4.3. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение Тюменской областной Думы следует вносить самостоятельные законопроекты о законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению.
Если законопроект, устанавливающий новое правовое регулирование, содержит статьи о внесении изменений в действующие законодательные акты, то законопроект должен содержать слова "и о внесении изменений (изменения) в Закон Тюменской области".
Пример:

О перераспределении полномочий между органами местного
самоуправления Тюменской области и органами государственной
власти Тюменской области и о внесении изменений в Закон
Тюменской области "О порядке распоряжения и управления
государственными землями Тюменской области"

или

О перераспределении полномочий между органами местного
самоуправления Тюменской области и органами государственной
власти Тюменской области и о внесении изменения в статью 14
Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и
управления государственными землями Тюменской области"

4.4. Внесение изменений в несколько законодательных актов (два и более) оформляется самостоятельным законодательным актом, в котором изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями. Наименование такого законопроекта излагается следующим образом:
"О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области".
Пример:

О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области

Статья 1

Внести в статью 5 Закона Тюменской области от ... № ... "..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ...) следующие изменения:
1) ...;
2) ....

Статья 2

Внести в Закон Тюменской области от ... № ... "..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ...) следующие изменения:
1) ...;
2) ...;
3) ....

4.5. При одновременном внесении в законодательный акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу структурных единиц законодательного акта должны быть изложены последовательно (постатейно).
Пример:

Статья 1

Внести в Закон Тюменской области от ... № ... "..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ....) следующие изменения:
1) в статье 1 слова "..." заменить словами "...";
2) часть 1 статьи 2 дополнить словами "...";
3) в пункте 2 части 2 статьи 3 слова "..." исключить;
4) статью 4 признать утратившей силу;
5) часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"1. ....";
6) в статье 6 слова "..." заменить словами "...".

4.6. При внесении изменений в законодательный акт обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а также соответствующие источники его официального опубликования.
Пример:


Внести в Закон Тюменской области от 19.11.2001 № 93 "О транспортном налоге" ("Парламентская газета "Тюменские известия", № 228 - 229, 22.11.2002) следующие изменения:

4.7. Если подлежащий изменению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в определенной последовательности: вид законодательного акта, дата подписания законодательного акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а в круглых скобках указываются источник официального опубликования законодательного акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.
Пример:

Закон Тюменской области от ... № ... "..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ....)

4.8. Независимо от конкретного содержания законопроекта, т.е. независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта, новая редакция структурной единицы законодательного акта, дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурными единицами законодательного акта, признание структурных единиц законодательного акта утратившими силу, наименование законодательного акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе и оформляется следующим образом:
Примеры:

О внесении изменения в Закон Тюменской области "..."

или

О внесении изменений в Закон Тюменской области "..."

или

О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области

4.9. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта следует конкретизировать.
Пример:

О внесении изменений в статьи 5 и 10 Закона
Тюменской области
"О референдуме Тюменской области"

4.10. Изменения всегда вносятся только в основной законодательный акт. Вносить изменения в основной законодательный акт путем внесения изменений в изменяющий его законодательный акт недопустимо.
4.11. Внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный законодательный акт.
4.12. Если законопроектом предлагается изложить в новой редакции две и более последовательно расположенные статьи либо две или более последовательно расположенные структурные единицы статьи, то наименование и текст законопроекта должны содержать слово "изменение" в единственном числе.
Пример:

Закон Тюменской области
"О внесении изменения в статьи 1 и 2 Закона Тюменской
области "О статусе депутата Тюменской областной Думы"

Статья 1

Внести в статьи 1 и 2 Закона Тюменской области от 27.06.1994 № 1 "О статусе депутата Тюменской областной Думы" ("Тюменские известия", № 151, 11.08.1994) изменение, изложив их в следующей редакции:

4.13. Если законопроектом предлагается дополнить структурную единицу статьи законодательного акта двумя и более последовательно расположенными структурными единицами статьи, то наименование и текст законопроекта должно содержать слово "изменение" в единственном числе.
Пример:

Закон Тюменской области
"О внесении изменения в статью 11 Закона Тюменской области
"О бюджетном процессе в Тюменской области"

Статья 1

Внести в статью 11 Закона Тюменской области от 12.10.2001 № 426 "О бюджетном процессе в Тюменской области ("..." № ..., ...) изменение, дополнив ее частями 2.1 - 2.3 следующего содержания:

4.14. Если в статье или ее структурной единице исключаются слова или цифры и другие изменения в законодательный акт не вносятся, то наименование и текст законопроекта должны содержать слово "изменение" также в единственном числе.
Пример:

Закон Тюменской области
"О внесении изменения в статью 8 Закона Тюменской области
"О деятельности религиозных объединений в Тюменской области"

Статья 1

Внести в пункт "а" части 5 статьи 8 Закона Тюменской области от 08.02.2001 № 263 "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области" ("Парламентская газета "Тюменские известия", № 36, 15.02.2001) изменение, исключив слово "казино" и слова ", игровых автоматов".

4.15. При внесении изменений в законодательные акты соответствующий текст заключается в кавычки.
4.16. Вносимые в законодательный акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
4.17. При дополнении законодательного акта статьей, главой, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, разделов, частей, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, раздела со ссылкой на соответствующую главу, раздел, часть законодательного акта.
Пример:

Внести в Закон Тюменской области от ... № .... "..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ...) изменение, дополнив главу 1 статьей 14.1 следующего содержания:

4.18. Внесение изменений в обобщенной форме в законодательный акт (в том числе замена слова или слов с использованием формулировки "по тексту") не допускается.
По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью законодательного акта или ее структурную единицу. Если в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено следующим образом:
Примеры:

Внести в статью 10 Закона Тюменской области от .... № ... "О ..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", N..., ...) изменение, заменив слова "..." словами "...".

или

Внести в пункт 1 части 2 статьи 10 Закона Тюменской области от ... № ... "О ..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ...) изменение, дополнив его после слов "..." словами "...".

4.19. Если в статье законодательного акта необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, либо в разных числах, но в одном падеже, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяется формулировка "в соответствующих числе и падеже".
Примеры:

В статье 10 Закона Тюменской области от ... N. .. "О ..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ...) слова "(слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующих числе и падеже заменить словами "(слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующих числе и падеже.

или

В статье 10 Закона Тюменской области от ... № ... "О ..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ...) слова "(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже заменить словами "(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже.

4.20. При внесении изменения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
Примеры:

Внести в часть 1 статьи 7 Закона Тюменской области от ... № ... "О ..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ...) изменение, дополнив ее предложением следующего содержания: "...".

или

Внести в подпункт "в" пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Тюменской области от ... № ... "О ..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ...) изменение, заменив слова "..." словами "..."

4.21. При внесении дополнений в статью, часть, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Пример:

статью 1 после слов "..." дополнить словами "..."

4.22. Если структурная единица статьи законодательного акта дополняется словами и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
Пример:

пункт 1 статьи 1 дополнить словами "..."

При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
4.23. Внесение нескольких изменений в одну структурную единицу законодательного акта (статью, часть или пункт статьи) оформляется одним пунктом.
Пример:

1) в статье 3.21:
а) в абзаце втором части 1 слова "от трехсот до пятисот рублей" заменить словами "от двух тысяч до пяти тысяч рублей";
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. ....";
в) часть 3 признать утратившей силу;
2) статью 4 признать утратившей силу.

или

1) в статье 3.21:
в абзаце втором части 1 слова "от трехсот до пятисот рублей" заменить словами "от двух тысяч до пяти тысяч рублей";
часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. ..."
часть 3 признать утратившей силу;
2) статью 4 признать утратившей силу.

4.24. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы законодательного акта оформляется следующим образом:
Пример:

Статья 1

Внести в Закон Тюменской области от ... № ... "О ..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ...) следующие изменения:
1) в статье 2:
в части 1 слова "..." заменить словами "...";
часть 2 после слов "..." дополнить словами "...";
часть 3 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) ....";
2) второе предложение пункта 2 части 2 статьи 3 исключить;
3) статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. ....".

4.25. При дополнении статьи законодательного акта частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить в конце статьи, части, пункта соответственно, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.
Примеры:

статью 2 дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. ....";
часть 5 статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. ....";
пункт 3 части 3 статьи 7 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:
"5. ....";
пункт 2 части 7 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
"....".

Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции законодательного акта (без оговорки в тексте законопроекта).
4.26. Если в тесте законодательного акта структурная единица статьи обозначена как пункт статьи, то при дальнейшем внесении изменений в этот законодательный акт следует использовать именно такое обозначение этой структурной единицы статьи.
4.27. В целях сохранения структуры статьи:
1) дополнение абзацами может производиться в конец соответствующей структурной единицы;
2) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается редакция нового абзаца с указанием его нумерации:
Пример:

пункт 3 статьи 3 Закона Тюменской области "..." дополнить новым абзацем четырнадцатым следующего содержания:
"...";

3) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
4.28. Новая редакция законодательного акта в целом не допускается.
Законодатель принимает новый законодательный акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего законодательного акта в случаях, если:
1) необходимо внести в законодательный акт изменения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
2) необходимо внести в законодательный акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
3) сохраняется значение только отдельных структурных единиц законодательного акта, причем частично;
4) необходимо внести изменения в законодательный акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
4.29. Структурная единица законодательного акта (статья, часть, пункт, подпункт) излагается в новой редакции в случаях, если:
1) необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу. Под существенными изменениями, влекущими необходимость новой редакции структурной единицы, понимается изменение более чем одной трети правовых предписаний данной структурной единицы;
2) неоднократно (два и более раза) вносились изменения в текст структурной единицы законодательного акта.
4.30. Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
4.31. При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пример:

Внести в статью 16 Закона Тюменской области от ... № ... "О ..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ...) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 16. ....".

В данном случае наименование законодательного акта должно быть следующим:

О внесении изменения в статью 16 Закона Тюменской области
"О ..."

4.32. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего законопроекта, а не является приложением к нему.
Пример:

1) в статье 1 слова "..." заменить словами "...";
2) приложение 2 изложить в следующей редакции:
"Приложение 2
к Закону Тюменской области
"..."

Внесение любых изменений в приложение также включается в текст изменяющего законопроекта.
В случае если изменения вносятся только в приложение к законодательному акту, то изменяющий законопроект называется "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О ..." или "О внесении изменения в Закон Тюменской области "О ...".
4.33. При необходимости дополнить законодательный акт новым приложением текст нового приложения включается в текст изменяющего законопроекта, а не является приложением к нему.
Пример:

2) в статье 1 слова "..." заменить словами "...";
2) дополнить приложением 2 следующего содержания:
"Приложение 2
к Закону Тюменской области
"..."

4.34. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Пример:

цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126"

Если при изменении цифр возникает необходимость их указания со знаком "N", то также употребляется термин "цифры".
Пример:

цифры "№ 123, 280 - 281" заменить цифрами "№ 124, 282 - 283".

4.35. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример:

слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз"

4.36. Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законодательные акты содержится статья с перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта.
Пример:

О внесении изменений в Закон Тюменской области "О ..."
и признании утратившими силу некоторых законов
Тюменской области

5. Признание утратившими силу законодательных актов и их
структурных единиц. Перечень законодательных актов,
подлежащих признанию утратившими силу

5.1. Если законопроектом признается утратившим силу законодательный акт, его структурная единица и данный законопроект не содержит изменений в этот законодательный акт, то наименование законопроекта должно содержать слова "О признании утратившим силу" или "О признании утратившей силу".
Примеры:

"О признании утратившим силу Закона Тюменской области
"О ..."

или

"О признании утратившей силу части 1 статьи 1 Закона
Тюменской области "О ..."

или

"О признании утратившим силу пункта 2 части 1 статьи 1
Закона Тюменской области "О ..."

или

"О признании утратившим силу абзаца первого пункта 2 части 1
статьи 1 Закона Тюменской области "О..."

5.2. Текст законопроекта должен содержать также слова "Признать утратившим силу" или "Признать утратившей силу".
Примеры:

Признать утратившей силу часть 1 статьи 1 Закона Тюменской области "О ..."

или

Признать утратившим силу пункт 2 части 1 статьи 1 Закона Тюменской области "О ..."

или

Признать утратившим силу абзац первый пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Тюменской области "О ..."

5.3. Указанное в пунктах 5.1 и 5.2 правило применяется также в отношении абзацев структурной единицы статьи законодательного акта.
5.4. Если признаются утратившими силу два и более абзаца, пункта, две и более частей, статей законодательного акта, то законопроект должен быть оформлен следующим образом:

Закон Тюменской области
"О признании утратившими силу некоторых положений Закона
Тюменской области "О ..."

Признать утратившими силу пункты 3, 4, 12 - 15 части первой статьи 38, часть 2 статьи 43 Закона Тюменской области "О ..."

5.5. В перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
1) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам законодательный акт, так и все законодательные акты, которыми в текст основного законодательного акта ранее вносились изменения;
Пример:

Признать утратившими силу:
1) Закон Тюменской области от 08.07.2000 № 144 "О ..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ...);
2) пункт 39 статьи 2 Закона Тюменской области от 21.03.2002 № 31 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О ...".

2) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, т. е. если утрачивает силу не весь законодательный акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы законодательного акта, в том числе абзацы). При этом отдельными позициями указывается как сама структурная единица законодательного акта, так и все законодательные акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения;
Пример:

Признать утратившими силу:
1) статью 5 Закона Тюменской области от 08.07.2000 № 144 "О ..." ("Парламентская газета "Тюменские известия", № ..., ...);
2) пункт 2 статьи 2 Закона Тюменской области от 21.03.2002 № 31 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О ...".

3) в исключительных случаях законодательные акты (или их структурные единицы), которые утрачивают силу в неотделимой части (если подразумевается часть, не выделенная в самостоятельную структурную единицу);
Пример:

статью 1 Закона Тюменской области от ... № ... "..." в части сроков предоставления бюджетных средств.

5.6. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в законопроекте, устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в законопроекте о внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов, а также может быть самостоятельным законопроектом.
5.7. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным с тем, чтобы не был упущен ни один законодательный акт, противоречащий новому законодательному акту, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один законодательный акт или его часть, сохраняющие свое значение.
5.8. При включении каждого законодательного акта в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер (если он есть), наименование законодательного акта, а также источник его официального опубликования.
5.9. Признание утратившими силу законодательных актов без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех законодательных актов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной законодательный акт вносились изменения (например, признать утратившим силу Кодекс Тюменской области об административной ответственности и все законодательные акты, вносившие в него изменения"), не допускается.
5.10. Каждый законодательный акт включается в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Законодательные акты, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в таком случае они считаются пунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой).
5.11. При признании утратившим силу всего законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, данный законодательный акт включается с его первоначальным наименованием и указанием источника его официального опубликования. Законодательный акт, изменивший наименование первого законодательного акта, включается в перечень в виде отдельной позиции с указанием своего источника официального опубликования.
5.12. При признании утратившей силу структурной единицы законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, законодательный акт включается с измененным наименованием и с указанием первоначального источника официального опубликования, а также источника официального опубликования законодательного акта, изменившего его наименование.
5.13. При признании утратившей силу неотделимой части законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, законодательный акт включается с измененным наименованием и указанием первоначального источника официального опубликования, а также источника официального опубликования законодательного акта, изменившего его наименование.
5.14. При признании утратившей силу структурной единицы законодательного акта, которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена позднее), в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельных позиций включаются:
1) данная структурная единица с указанием первоначального источника официального опубликования и источника официального опубликования законодательного акта, которым структурная единица была дополнена;
2) структурная единица законодательного акта, которым утрачивающая силу структурная единица была дополнена, с указанием официального источника его опубликования.
5.15. Законодательные акты в перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
5.16. Дату, с которой будут признаны утратившими силу законодательные акты (их структурные единицы), следует указывать в статье законопроекта о вступлении в силу законодательного акта.
Пример:

Статья 3

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением статьи 2 настоящего Закона.
2. Статья 2 настоящего Закона вступает в силу с 1 июля 2012 года.

5.17. Если в законодательном акте осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь законодательный акт полностью.
5.18. Если в законодательном акте имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные законодательные акты, то при необходимости признать утратившим силу данный законодательный акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей.
5.19. В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только законодательные акты, которые действовали до принятия нового законодательного акта, но также законодательные акты по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо поглощены последующими законодательными актами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.
5.20. В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются законодательные акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Законодательные акты (нормы) временного характера в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.
Если действие законодательного акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается как основной законодательный акт, так и продляющий его законодательный акт.
5.21. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт (часть) или подлежащая признанию утратившей силу статья содержит указание на приложение, которое должно утратить силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт (часть) или эта статья, а приложение отдельно не указывается, вместе с тем оно тоже считается утратившим силу.
5.22. Признаваемые утратившими силу структурные единицы законодательного акта в обязательном порядке должны быть перечислены. Применение формулировки "за исключением статей" не допускается.
5.23. Если в пункте или статье законодательного акта наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот пункт или эта статья только в части, относящейся к приложению.
5.24. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.
Если нет необходимости признавать утратившим силу приложение, то не допустимо признавать утратившей силу структурную единицу, которой утверждено приложение.

6. Порядок применения настоящих Методических рекомендаций

6.1. Законопроекты, устанавливающие новое правовое регулирование, а также законопроекты, которыми вносятся изменения в действующие акты, оформляются в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
Признание утратившими силу каких-либо структурных единиц таких законодательных актов или признание законодательного акта утратившим силу полностью производится в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
6.2. В отношении ранее принятых законодательных актов, частично отвечающих положениям настоящих Методических рекомендаций, последние применяются в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения формы и содержания законодательного акта (например, без учета разработанной настоящими Методическими рекомендациями структуры статьи).
При ссылках на структурные единицы существующих законодательных актов, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательных актов следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных законодательных актах. Такое исключение применяется на период действия законодательных актов, которые приняты до утверждения настоящих Методических рекомендаций и не отвечают их положениям.
6.3. Рекомендуется руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями в части оформления проектов постановлений Тюменской областной Думы и проектов распоряжений председателя Тюменской областной Думы.


------------------------------------------------------------------