Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Тюменской областной Думы от 17.12.2015 N 3355 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2015 г. № 3355

О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 24.18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", решения депутатской фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Тюменской областной Думы и комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 104 Конституции Российской Федерации, пунктом 18 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
2. Назначить официальными представителями Тюменской областной Думы при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Рейна В.А., заместителя председателя Тюменской областной Думы, и Валеева Э.А., депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Направить настоящее постановление и указанный проект федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по бюджету, налогам и финансам (Горицкий Д.Ю.).

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Вносится
Тюменской областной Думой

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 24.18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 1

Внести в статью 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, № 31, ст. 3813; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2011; 22.07.2014) следующие изменения:
1) часть первую после слова "оспорены" дополнить словами "физическими и";
2) дополнить частью третьей в следующей редакции:
"Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории муниципальных образований, могут быть оспорены в суде и комиссии соответствующими органами местного самоуправления, независимо от формы собственности такого земельного участка.".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 24.18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" разработан в целях устранения пробелов в правовом регулировании правоотношений, связанных с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления.
Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости установлена частью первой статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции от 21.07.2014 (далее - Закон об оценочной деятельности). Частями двенадцатой и тринадцатой указанной статьи установлены случаи, при которых органы местного самоуправления вправе обращаться в специальную комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования.
Однако указанными нормами возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости органами местного самоуправления установлена, только в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Судебная практика сформировалась в период действия прежней редакции Закона, когда рассматриваемая норма содержалась в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, но была сформулирована аналогичным образом. При этом у судов сформировались разные подходы к оценке права органов местного самоуправления на участие в процессе пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в частной собственности, расположенного на территории соответствующего муниципального образования и являющегося объектом налогообложения.
Также по-разному суды оценивают наличие у органов местного самоуправления права самостоятельно оспорить решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) в случае обращения собственника с заявлением об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
С одной стороны, органы местного самоуправления не являются ни участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, ни участниками комиссий. По указанным основаниям, а также в силу отсутствия прямого указания в Законе об оценочной деятельности на данное право органы местного самоуправления не признаются лицами, заинтересованными в таком оспаривании, и лицами, чьи права и законные интересы в экономической деятельности затрагиваются соответствующими решениями комиссий.
С другой стороны, кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога. Земельный налог, согласно статье 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является одним из доходов городских округов, зачисляемых в местные бюджеты по нормативу 100 процентов, поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, определяют экономический интерес не только правообладателей земельных участков, но и муниципалитетов.
Например, согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.12.2013 по делу № А46-1811/2013, в котором оспаривался размер кадастровой стоимости земельного участка, суд посчитал, что администрация органа местного самоуправления не является участником спорных правоотношений, поскольку не имеет полномочий по установлению кадастровой стоимости земельных участков либо внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
По мнению суда, несогласие администрации с рыночной оценкой стоимости земельного участка не свидетельствует о наличии у нее права на обжалование судебного акта, принятого по существу настоящего спора, а также о наличии оснований для привлечения ее к участию в настоящем деле.
В другом деле требование администрации города Красноярска о пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу об оспаривании решения об определении кадастровой стоимости земельного участка Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) удовлетворено, судебные акты по делу отмены, дело направлено на новое рассмотрение <1>.
--------------------------------
<1> На момент написания законопроекта резолютивная часть постановления Президиума ВАС РФ по делу № А33-11257/2012 оглашена, но в общедоступных источниках постановление не опубликовано. Видеозапись заседания размещена в сети Интернет по адресу: http://www.youtube.com/watch?v=7i_RGU3lENA&feature=youtu.be

Согласно определению ВАС РФ от 06.12.2013 № ВАС-13839/13 по делу № А33-11257/2012 суды первой и апелляционной инстанций указали на отсутствие у администрации г. Красноярска (далее - администрация) охраняемого законом экономического интереса в спорных правоотношениях, поскольку администрация в силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности не является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в частной собственности, в размере его рыночной стоимости. В силу положений налогового законодательства администрация также не наделена полномочиями по контролю за правильностью определения налоговой базы для исчисления земельного налога и не является главным администратором доходов бюджета г. Красноярска по земельному налогу.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, оценивая указанный вывод судов, проанализировав законодательство о налогах, бюджетное законодательство, а также законодательство о местном самоуправлении, не согласился с тем, что у администрации отсутствует право оспорить решение комиссии в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и на основании части 5 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности. Суд кассационной инстанции сослался на наличие экономической заинтересованности органа местного самоуправления, а также на то, что указанная норма Закона об оценочной деятельности не содержит ограничения на обжалование решения комиссии только определенными законом лицами.
Таким образом, неоднозначность складывающейся судебной практики свидетельствует о недостаточной правовой регламентации данных правоотношений.
Законопроект вводит специальную норму, согласно которой результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории муниципальных образований, могут быть оспорены в суде и комиссии соответствующими органами местного самоуправления, независимо от формы собственности такого земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, принятие законопроекта позволит органам местного самоуправления отстаивать в суде свои законные экономические интересы по увеличению налоговой базы.





Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 24.18
Федерального закона "Об оценочной деятельности
в Российской Федерации"

ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 24.18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.

Председатель
областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 24.18
Федерального закона "Об оценочной деятельности
в Российской Федерации"

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 24.18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Председатель
областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ


------------------------------------------------------------------