Постановление Тюменской областной Думы от 26.11.2015 N 3285 "О системе дополнительного образования детей и молодежи в тюменской области: состояние, перспективы развития "
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2015 г. № 3285
О СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
(ПО ИТОГАМ ВЫЕЗДНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТА ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ В ОМУТИНСКОМ И ГОЛЫШМАНОВСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ)
Рассмотрев информацию Правительства Тюменской области по вопросу "Система дополнительного образования детей и молодежи в Тюменской области: состояние, перспективы развития" (письмо от 16.10.2015), решение комитета областной Думы по социальной политике, в целях реализации раздела 1 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию Правительства Тюменской области по вопросу "Система дополнительного образования детей и молодежи в Тюменской области: состояние, перспективы развития" принять к сведению (прилагается).
2. Отметить эффективную работу органов местного самоуправления Омутинского и Голышмановского муниципальных районов по решению вопросов развития дополнительного образования детей и молодежи.
3. Тюменской областной Думе продолжить работу по совершенствованию законодательства, осуществлению контроля за реализацией законов и эффективностью выполнения государственных программ по вопросам дополнительного образования детей и молодежи.
4. Правительству Тюменской области и органам местного самоуправления Тюменской области (в рамках своей компетенции) продолжить работу по совершенствованию работы в системе дополнительного образования детей и молодежи в Тюменской области, уделив особое внимание следующим вопросам:
- развитие межотраслевого взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления культурой по вопросам дополнительного образования детей;
- обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14");
- совершенствование программ дополнительного образования, реализуемых на базе организаций общего образования, в соответствии с федеральными государственными стандартами начального и основного общего образования;
- совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования для детей и молодежи;
- создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования;
- совершенствование механизмов управления качеством дополнительного образования детей и молодежи, развитие системы независимой оценки качества дополнительного образования;
- обеспечение квалифицированными кадрами учреждений дополнительного образования, особенно в сельской местности;
- организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования;
- пополнение электронной методической библиотеки "Банк лучших практик" на сайте "Мой портал";
- поддержка талантливых детей и молодежи;
- создание условий для оказания услуг дополнительного образования детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе (Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761);
- проведение мероприятий по развитию научно-технического творчества и освоению инженерно-технических компетенций; организация сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники.
5. Направить настоящее постановление в Правительство Тюменской области, органы местного самоуправления Тюменской области.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по социальной политике (Столяров В.А.).
Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ
Приложение
к постановлению областной Думы
от 26.11.2015 № 3285
ИНФОРМАЦИЯ
О СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
(представлена в областную Думу Вице-губернатором
Тюменской области С.М. Сарычевым 16.10.2015)
Деятельность по развитию и совершенствованию системы дополнительного образования организована в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295, Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р, Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в сфере образования Тюменской области, направленные на повышение эффективности и качества услуг", утвержденным распоряжением Правительства Тюменской области от 06.03.2013 № 306-рп, а также в рамках реализации государственных программ Тюменской области.
В текущем году вопросам развития и совершенствования системы дополнительного образования, в том числе повышению доступности дополнительного образования, уделено особое внимание.
С целью совершенствования системы дополнительного образования при участии представителей научного сообщества разрабатывается концепция развития дополнительного образования в Тюменской области. В качестве ключевых задач обозначены повышение качества и доступности, обновление содержания дополнительного образования в соответствии с интересами детей, потребностями общества и др.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" к 2020 году должно быть достигнуто увеличение числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75%.
В настоящее время в регионе действует система дополнительного образования, состоящая из 137 организаций (2014 год - 138), в том числе организаций в следующих сферах: молодежная политика - 44 учреждения (2014 год - 45), физическая культура, спорт - 44 учреждения (2014 год - 44), культура - 33 учреждения (2014 год - 33), социальное развитие - 7 учреждений (2014 год - 7), образование - 1 учреждение (2014 год - 1), а также 8 негосударственных учреждений (2014 год - 8).
На базе данных учреждений организована систематическая занятость по дополнительным образовательным программам по 6 направлениям: художественное, техническое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, естественнонаучное, социально-педагогическое.
В соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в сфере образования Тюменской области, направленные на повышение эффективности и качества услуг" доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет по итогам 2014 года должна была составить 65% (2015 год - 70%, 2016 год - 75%, 2017 год - 78%, 2018 год - 80%). В 2014 году данный показатель превысил плановое значение и составил 76% (147,1 тыс. человек) от общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет (2013 год - 60,3%, или 112,3 тыс. человек). Каждый 2-й ребенок, проживающий в Тюменской области, выбирает услуги дополнительного образования, предоставляемые учреждениями сферы физической культуры, спорта и молодежной политики. Услуги дополнительного образования оказываются как на платной, так и на бесплатной основе.
По вопросам развития дополнительного образования детей и молодежи в учреждениях сферы молодежной политики, а также физкультуры и спорта необходимо отметить следующее.
С целью развития творческого и интеллектуального потенциала, содействия самореализации детей и молодежи, в том числе с ограниченными физическими возможностями, на базе профильных (многопрофильных) учреждений сферы молодежной политики, а также на базе учреждений дополнительного образования детей сферы молодежной политики организована деятельность с использованием клубных форм работы, наиболее востребованных в молодежной среде. В реализации программ развивающего досуга принимают участие 27,3 тыс. человек в возрасте от 5 до 29 лет. Более 88,1 тыс. детей и молодежи занимаются в центрах физкультурно-оздоровительной работы.
Во всех учреждениях дополнительного образования, предоставляющих платные услуги, разработаны и утверждены Положения об оказании платных дополнительных образовательных услуг, а также перечни предоставляемых услуг.
В целях обеспечения доступности услуг дополнительного образования при формировании их стоимости учитываются льготные категории получателей данных услуг, в частности, дети из малоимущих семей (размер предоставляемой льготы от 50 до 100% от стоимости услуги), дети из многодетных семей (размер предоставляемой льготы от 50 до 100% от стоимости услуги), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (данная категория детей получает услуги на бесплатной основе), дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (данная категория детей получает услуги на бесплатной основе), одаренные дети - победители и призеры международных, всероссийских, региональных конкурсов, соревнований, фестивалей (размер предоставляемой льготы от 50 до 100% от стоимости услуги).
По итогам 2014 года более 1,5 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья и 1,2 тыс. детей "группы особого внимания" занимались по программам дополнительного образования и развивающего досуга в сфере молодежной политики.
С целью повышения качества предоставляемых услуг у всех организаций дополнительного образования имеются официальные сайты, где размещена актуальная информация о предоставляемых услугах и деятельности учреждений. Также информация об организациях дополнительного образования регулярно актуализируется на сайте www.bus.gov.ru.
Повышению качества оказываемых услуг дополнительного образования способствует и внедренная система независимой оценки качества оказания услуг.
С целью сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечения соответствия оплаты труда работников качеству оказания государственных (муниципальных) услуг проводится работа по внедрению механизмов эффективного контракта в систему дополнительного образования сферы молодежной политики.
Все руководители учреждений сферы молодежной политики переведены на эффективные контракты в 2013 году, к началу 2015 года на эффективный контракт переведены заместители руководителей, тренеры-преподаватели и педагоги учреждений дополнительного образования.
Продолжена работа по увеличению отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей организаций общего образования области по итогам 2015 года до 85% (2016 год - 90%, 2017 год - 100%, 2018 год - 100%). По состоянию на 01.01.2015 средняя заработная плата педагогов дополнительного образования, работающих в учреждениях сферы физической культуры, спорта и молодежной политики, составила 33 тыс. рублей (89,4% от уровня средней заработной платы учителей).
Учреждениями проводится работа по расширению перечня услуг, соответствующих запросам и интересам населения. Увеличивается объем внебюджетных средств учреждений.
На системной основе ведется работа по развитию кадрового потенциала учреждений дополнительного образования. С этой целью в течение 2014 года уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере спорта и молодежной политики проводился комплекс образовательных мероприятий, в том числе при участии специалистов образовательных организаций высшего образования, представителей учреждений негосударственного сектора.
Наряду с традиционными формами мероприятий (обучающие семинары, курсы повышения квалификации, вебинары и др.) в 2014 году проведены методические дни в учреждениях дополнительного образования муниципальных образований, мастер-классы по различным направлениям дополнительного образования.
Также с целью развития приоритетных направлений дополнительного образования и развивающего досуга организована работа Совета директоров учреждений сферы молодежной политики.
В текущем году совместно с учреждениями профессионального образования реализуется межведомственная модульная программа повышения квалификации педагогов системы дополнительного образования и специалистов по работе с молодежью "Роль учреждений дополнительного образования в профилактической работе с детьми и молодежью" (с включением инвариантных модулей). Проводятся циклы профессиональных диалоговых площадок, мастер-классов, в том числе с привлечением организаций негосударственного сектора (ООО "Техноскаут", торговый дом "Школьник", "Сфера" и др.).
В целях тиражирования лучшего опыта создана электронная методическая библиотека "Банк лучших практик" в кабинете специалиста на сайте "Мой портал". На данном информационном портале размещаются материалы и документы по организации досуговой занятости детей и молодежи, развитию системы дополнительного образования, на системной основе проводятся вебинары, посвященные актуальным направлениям развития физической культуры, спорта и молодежной политики в Тюменской области.
Также в целях повышения уровня профессионального мастерства реализуются образовательные мероприятия на муниципальном уровне (муниципальные методические дни, мастер-классы, направленные на обмен опытом специалистов, в том числе с привлечением педагогов системы общего образования).
Реализуются проекты, направленные на популяризацию актуальных направлений досуговой занятости ("Молодежный экспресс", конкурсы профессионального мастерства педагогов и др.).
Кроме того, в настоящее время организована работа по подготовке плана обучения специалистов, курирующих вопросы внеурочной занятости.
Особое внимание уделяется содержанию программ дополнительного образования и их ориентированности на запросы населения, а также на социальные и экономические приоритеты региона. Большинством учреждений внедряются новые программы и направления. К их числу относятся программы развития научно-технического направления (центр прототипирования, школа конструктора, IT-парк, Формула студент (конструирование гоночных болидов), робототехника, SolidWorks, 3D-моделирование и др.), налажено взаимодействие с организациями профессионального образования. В планах по развитию данного направления - проекты "Архитектурное бюро", "Эколого-биологическая лаборатория", "Физико-химическая лаборатория".
Внедряются модульные программы художественно-эстетического направления и вариативные модульные программы формирования востребованных социальных компетенций, например, комплексная программа "Центр личностного и предпрофессионального развития молодежи".
Аналогичная работа проводится в муниципальных учреждениях. Большинство учреждений активно внедряют новые программы и направления: модульная программа "Танцевальный марафон" и "Тайны микробиологии" (Викуловский район), инновационные программы "Президент+", "Школа добрых клоунов" (город Тобольск) и др.
Особое внимание уделяется развитию научно-технического направления. С этой целью в области созданы политехническая школа как межведомственный образовательный механизм становления региона в качестве одного из инженерных центров страны, региональный ресурсный центр образовательной робототехники.
В ГАУ ДО ТО "Дворец творчества и спорта "Пионер" созданы площадки по прототипированию, робототехнике, 3D-моделированию, создан детский IT-парк.
На 2016 год методическим центром ГАУ ДО ТО "Дворец творчества и спорта "Пионер" запланировано проведение ряда образовательных мероприятий научно-технического направления.
Программы научно-технического направления реализуются в 124 учреждениях дополнительного образования. Данными программами охвачено более 8 тыс. детей, из них почти 5 тыс. детей занимаются в учреждениях сферы молодежной политики.
В муниципальных учреждениях ведется активная деятельность по внедрению новых форм работы научно-технического направления, продолжает расширяться перечень предлагаемых услуг, увеличивается численность детей, занимающихся в кружках этого направления. Положительная тенденция в этой сфере отмечается в городе Тюмени (новые услуги: компьютерная азбука, информационные технологии, архитектурное моделирование и др.), городе Ишиме (новая услуга: начальное макетирование), городе Тобольске (новые услуги: конструирование транспортной техники, механическая игрушка и др.) и в Казанском районе (новые услуги: начальное техническое моделирование, легоконструирование, робототехника).
Работа по возобновлению программ данного направления в учреждениях проведена в Сорокинском, Голышмановском и Ишимском районах, в которых в сравнении с аналогичным показателем 2013 года почти в 1,5 раза увеличилось количество детей, занимающихся по программам научно-технического творчества.
Учитывая значимость научно-технического направления в области, а также востребованность кадров технического профиля на региональном рынке труда, организована работа по формированию "дорожной карты" (межведомственного плана мероприятий) по реализации и развитию научно-технического направления в Тюменской области на 2016 - 2018 годы.
Данный план мероприятий позволит определить единые подходы к реализации и развитию научно-технического направления в регионе.
Особое внимание уделяется повышению воспитательного потенциала учреждений. С этой целью ГАУ ДО ТО "Дворец творчества и спорта "Пионер" и ГАУ ТО "Областной центр профилактики и реабилитации" разработана и презентована типовая программа воспитательной работы в учреждениях с приложением методических, сценарных и наглядных материалов. В настоящее время учреждениями организована деятельность по разработке программ воспитательной работы с учетом предложенного типового варианта программы.
Важным условием обеспечения максимальной доступности услуг дополнительного образования является организация сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями региона. Такая практика позволяет не только увеличить количество детей и молодежи, получающих услуги дополнительного образования, а также эффективно использовать учебно-материальную базу общеобразовательных организаций во внеурочное время.
В результате проведенной работы около 40% детей получают услуги учреждений дополнительного образования сферы молодежной политики на базе общеобразовательных организаций.
Кроме того, начата работа по организации деятельности межведомственного совета по развитию дополнительного образования в Тюменской области. Деятельность данного совета позволит обеспечить качественное развитие системы дополнительного образования, а также согласованность действий органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления, организаций дополнительного образования различных форм собственности, представителей научного сообщества и общественности, всех заинтересованных структур и организаций региона.
Особую значимость приобретает формирование целостной системы, направленной на выявление, развитие и поддержку талантливых детей и молодежи региона. В соответствии с приоритетами Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 03.04.2012, в Тюменской области сформирован комплекс мер.
С целью содействия в выявлении, сохранении, развитии и реализации потенциала талантливых детей и молодежи в Тюменской области в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 29.04.2014 № 217-п внедрен межведомственный информационно-программный комплекс - региональная база данных талантливых детей и молодежи в Тюменской области. Организована работа Экспертного совета по координации работы по выявлению и продвижению талантливых детей и молодежи в Тюменской области. Экспертным советом проводится работа по систематизации и утверждению перечня мероприятий регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровней, по итогам которых информация о победителях вносится в региональную базу данных талантливых детей и молодежи в Тюменской области, перечня мер поддержки и продвижения талантливых детей и молодежи Тюменской области для использования в программном комплексе, анализируется эффективность мер по сопровождению талантливых детей и молодежи в Тюменской области.
В настоящее время в региональную базу данных талантливых детей и молодежи в Тюменской области внесена информация о победителях и призерах мероприятий различных уровней из 24 муниципальных образований (2014 год - 18 муниципальных образований).
Одной из основных целей деятельности по выявлению, продвижению и поддержке талантливых детей и молодежи в Тюменской области является оказание содействия в построении профессиональной карьеры, взаимодействие с потенциальными работодателями, организациями профессионального образования и помощь в профессиональном самоопределении молодежи.
Специалистами ГАУ ДО ТО "Дворец творчества и спорта "Пионер" проводится аналитическая работа по выявлению выпускников общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования среди участников указанной региональной базы данных с целью подготовки рекомендательных писем в адрес вузов и работодателей.
Состоящие в базе данных регулярно информируются о возможности участия в различных мероприятиях (форум "Утро", форум "iВолга", экскурсионные туристические поездки, мастер-классы и др.).
Кроме того, указанная база данных позволяет определить учреждения, воспитанники которых чаще всего становятся победителями различных конкурсных мероприятий, сделать их площадками по ретрансляции опыта для других учреждений.
В качестве наиболее значимых достижений тюменской молодежи в 2014 - 2015 годах необходимо отметить:
- "Большой КиВиН в золотом", выход в финал высшей лиги КВН областной команды КВН "Союз" (2014 год), летний кубок чемпионов КВН (2015 год);
- Гран-при в 22-м Всероссийском фестивале "Российская студенческая весна" (2014 год);
- первое место во Всероссийском этапе конкурса профессионального мастерства WorldSkills (номинация "Лучший по профессии "IT-сетевое и системное администрирование") (2014 год);
- первое место по компетенции "Прототипирование" (14 - 17 лет) по программе Junior Skills в рамках III Национального чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills Russia (2015 год);
- первое место в окружном этапе II Всероссийского конкурса "Лучший молодой работник сферы ЖКХ и строительства" (город Ульяновск) в номинациях "Лучший молодой работник сферы ЖКХ и строительства в бизнесе" и "Лучший молодой работник государственной и муниципальной сферы ЖКХ и строительства" (2014 год);
- грантовую поддержку по итогам конкурса молодежных проектов на форуме молодежи Уральского федерального округа "Утро" (2014 год и 2015 год) и др.
По вопросам развития дополнительного образования детей и молодежи в образовательных организациях необходимо отметить следующее.
Развитию системы дополнительного образования, позволяющей (помимо обучения, воспитания и творческого развития личности) обеспечить условия для формирования лидерских качеств и социальных компетенций, в настоящее время уделяется особое внимание.
Услуги дополнительного образования и внеурочной занятости предоставляются во всех образовательных организациях Тюменской области.
В организациях дошкольного образования оказывается более 3 тыс. дополнительных услуг, которыми охвачено более 57 тыс. воспитанников.
В общеобразовательных организациях услугами дополнительного образования охвачено около 149 тыс. обучающихся, из них более 104 тыс. занимаются на базе школ. В общеобразовательных организациях реализуется более 6,5 тыс. программ дополнительного образования.
Внеурочная занятость и дополнительное образование осуществляются по нескольким направлениям. С учетом многоразового охвата занятость по художественно-эстетическому направлению составляет 39,6%, по техническому - 6,5%, по физкультурно-спортивному - 45,6%, по гражданско-патриотическому - 18,6%, по социальному - 20,1%, по естественнонаучному - 15,8%.
Кроме того, 35,5% школьников посещают предметные кружки и секции. В школах области работает более 12 тыс. кружков и секций, из них 864 - на платной основе. Приоритетом при формировании бесплатных кружков и секций пользуются обучающиеся из социально незащищенных категорий, а также состоящие на различных видах учета.
В последнее время среди детей стали востребованными театральные кружки и студии. Для развития театрального искусства и популяризации театрального творчества в общеобразовательных организациях работают более 300 театральных кружков и студий. Кроме того, для организации культурно-массовых мероприятий, проведения праздников создаются временные творческие коллективы.
В школах области активно развивается хоровое искусство: создано 359 хоровых коллективов, участниками которых являются более 8 тыс. школьников. Проводятся конкурсные мероприятия "Самый поющий класс" и фестиваль школьных хоровых коллективов.
Для выявления творчески одаренных детей ежегодно проводятся творческие конкурсы, в частности, "В объективе - Тюмень", "Символы региона", "Тюмень к новым высотам", "Агентство книгопутешествий", "Семейный самиздат", фестиваль театральных постановок "Премьера", конкурс музыкально-литературных композиций и другие. Обучающиеся школ, педагоги и родители активно участвуют в конкурсных мероприятиях.
Приобщению обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом способствовала организация школьных спортивных клубов. В настоящее время функционирует 439 школьных спортивных клубов (91% от числа общеобразовательных организаций), в которых занимается более 50 тыс. человек. В них представлены 36 видов спорта, наиболее распространенными являются волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, шахматы, лыжи, теннис.
С целью увеличения охвата детей дополнительным образованием в образовательных организациях проводится мотивационно-разъяснительная работа с детьми и родительской общественностью (в детских садах и школах организуются презентации, дни открытых дверей), а также осуществляется межведомственное взаимодействие. Все образовательные организации для увеличения познавательной активности школьников сотрудничают с учреждениями дополнительного и профессионального образования, учащиеся посещают театры, выставки, музеи, филармонию; организуются встречи с интересными людьми, представителями родительской общественности.
В сфере образования основой системы мероприятий по выявлению, развитию и поддержке одаренных и талантливых детей является организация олимпиадного движения всех уровней общего образования.
В рамках календарного плана работы с одаренными и талантливыми детьми, ежегодно утверждаемого Советом ректоров вузов Тюменской области, на основе межвузовского взаимодействия осуществляется комплекс мероприятий по следующим направлениям:
- проведение региональных и межрегиональных многопрофильных олимпиад для школьников разных возрастных категорий;
- организация научных обществ учащихся, научно-исследовательских экспедиций школьников, учебно-исследовательской деятельности с учащимися профильных классов образовательных организаций, проведение региональных и окружных соревнований молодых исследователей в области инженерных, технических, социальных, экономических, гуманитарных наук и прикладного искусства;
- реализация образовательных, интеллектуально-познавательных программ, экскурсий, дней открытых дверей на базе вузовских центров профориентационной и довузовской подготовки с учащимися общеобразовательных организаций;
- использование материально-технической базы вузов и привлечение преподавателей к проведению занятий в летних многопрофильных сменах (школах) и учебно-тренировочных сборов для одаренных и талантливых детей;
- проведение диагностики на раннее выявление одаренности и психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными и талантливыми детьми и их родителями.
В регионе проводятся областные и всероссийские мероприятия, в частности, региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, олимпиада юных геологов, межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников "Менделеев", региональный конкурс исследовательских работ школьников "Экология жизненного пространства", региональная олимпиада школьников "Архитектура и искусство", межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников "Перов".
Также в 2015/2016 учебном году на базе вузов пройдет многопрофильная инженерная олимпиада "Будущее России".
С 2009 года в области на школьном, муниципальном и региональном уровнях проводится олимпиада для детей с ограниченными возможностями здоровья, в рамках которой благодаря широкому спектру номинаций могут принять участие и проявить свои таланты дети, имеющие ограничения в состоянии здоровья.
Кроме того, дети-инвалиды участвуют в муниципальных, региональных этапах всероссийских творческих соревнований и спортивных состязаниях для детей и молодежи указанной категории.
В целом различными формами работы на основе межвузовского взаимодействия охвачено около 35 тыс. человек (более 25% от общей численности учащихся).
В настоящее время организована работа по обеспечению условий дополнительного образования технической направленности.
Мероприятия по внедрению образовательной робототехники в образовательные программы школ начались в 2012 году в рамках реализации государственной программы "Основные направления развития образования и науки в Тюменской области". С целью развития образовательной робототехники, апробации и внедрения инновационных программ и технологий на основе современного учебно-лабораторного оборудования реализуется проект "Школьный технопарк".
Данное направление развивается как в рамках внеурочной деятельности, так и в ходе внедрения элементов робототехники в практическую составляющую уроков физико-математического и естественнонаучного блоков дисциплин с целью развития инженерного мышления, технического творчества, профессиональной ориентации детей. Перевод технологий образовательной робототехники в массовый режим использования педагогами в каждой общеобразовательной организации осуществляется поэтапно в соответствии с утвержденным планом мероприятий по развитию образовательной робототехники.
В 2015/2016 учебном году направление робототехники будет реализовываться для обучающихся всех уровней образования.
Проводимый комплекс мероприятий позволяет расширить сеть школ и существенно увеличить количество заинтересованных учащихся. Так, в 2013 году робототехника и легоконструирование апробировались в 4 муниципальных районах (около 1 тыс. обучающихся), в 2015 году по данному направлению занимаются более 3 тыс. детей из 9 муниципальных районов.
С целью развития информационно-коммуникационных компетенций обучающихся между уполномоченными органами исполнительной власти области заключено соглашение о взаимодействии при организации и оказании образовательных услуг для учащихся общеобразовательных организаций по направлениям робототехники и практико-ориентированного ИТ-обучения. На основании данного соглашения с 01.09.2015 на базе МАОУ "СОШ № 88" города Тюмени открыт первый учебный класс по программе "Практико-ориентированное ИТ-обучение для школьников" (5 групп численностью по 15 учащихся 9 - 10 классов). К 2016 году планируется увеличить количество классов до 9.
По вопросам организации внеурочной занятости и поддержки талантливых детей в планируемых к посещению в рамках выездного заседания образовательных организациях Омутинского района необходимо отметить следующее.
В Омутинском районе внеурочная занятость организована во всех общеобразовательных организациях. Услугами дополнительного образования охвачено 94,8% школьников.
В 2015/2016 учебном году в общеобразовательных организациях района реализуется 231 программа дополнительного образования, в т.ч. 147 программ в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.
В школах района активно развивается художественно-эстетическое направление. Так, в настоящее время в общеобразовательных организациях образовано 26 театральных кружков (охват более 600 человек), 10 хоровых коллективов (охват более 230 человек).
Призерами финала конкурса "Самый поющий класс" и фестиваля школьных хоровых коллективов стали коллективы МАОУ "Омутинская СОШ № 1", МАОУ "Омутинская СОШ № 2".
Для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы во всех школах Омутинского района созданы школьные спортивные клубы, которые объединяют более 950 обучающихся. Наиболее востребованными видами спорта являются волейбол, баскетбол, шахматы.
В течение двух лет школьники МАОУ "Вагайская СОШ" Омутинского района занимали призовые места в областных спортивных соревнованиях школьников "Президентские состязания", в 2013 году принимали участие во всероссийском этапе.
Во всех школах Омутинского района разработана программа "Одаренные дети". В МАОУ "Омутинская СОШ № 1", МАОУ "Омутинская СОШ № 2" реализуется профильное обучение в 10 - 11-х классах.
Для вовлечения обучающихся в олимпиадное движение созданы необходимые условия. Так, олимпиады на школьном уровне начинаются для учащихся 4-х классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии и иностранным языкам. На муниципальном уровне в рамках организации работы районных методических объединений олимпиады проводятся с 5 - 6 класса, на них стабильно успешно выступают учащиеся Омутинской СОШ № 1, Омутинской СОШ № 2, Большекрасноярской, Журавлевской, Северо-Плетневской, Вагайской школ.
В целом доля участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам от общего количества обучающихся в школах района составляет до 3%. Представительство на региональном уровне победителей и призеров муниципального этапа ежегодно составляет от 7 до 9 человек. В олимпиаде 2012/2013 учебного года 1 человек стал призером по литературе (МАОУ "Ситниковская СОШ", 9-й класс), в течение последних 2 лет победителей и призеров на региональном уровне нет.
В 2014 году создан банк одаренных и талантливых детей Омутинского муниципального района.
По вопросам развития дополнительного образования детей и молодежи в учреждениях сферы культуры необходимо отметить следующее.
Сеть организаций дополнительного образования в сфере культуры и искусства Тюменской области представлена в 19 муниципальных образованиях и по состоянию на 01.01.2015 представлена 33 муниципальными учреждениями, из них 26 детских школ искусств (далее также - ДШИ), 3 детских художественных школы, 1 детская музыкальная школа и 3 центра детского творчества. Также услуги дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства предоставляют детская школа искусств Тюменского государственного института культуры и отделение дополнительного образования детей Тобольского колледжа искусств и культуры им. А.А. Алябьева.
Количество обучающихся в ДШИ ежегодно увеличивается: в 2013 году число обучающихся составило 16,515 тыс. человек, в 2014 году - 17,945 тыс. человек, в 2015 году - 19,565 тыс. человек, из них почти 65% учащихся обучаются в учреждениях, находящихся в городских округах, 35% - в сельских населенных пунктах.
Анализ контингента по направлениям программ, реализуемых учреждениями дополнительного образования, показал, что наиболее востребованными продолжают оставаться музыкальные и художественные специальности - 34% и 33% обучающихся соответственно, 12% общей численности контингента занимаются хореографией, остальные получают услуги иной направленности, в числе которых реализация театральных, эстетических, декоративно-прикладных, архитектурных и иных программ.
Учебный процесс в учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства обеспечивают более 1 тыс. работников, из них 52% с высшим образованием, 41% со средним профессиональным образованием и 7% - с основным общим образованием.
Одной из главных проблем дополнительного образования детей остается неукомплектованность сельских школ специалистами необходимого профиля по конкретной специальности. Многие предметы ведут непрофильные преподаватели, что не может не влиять на качество обучения и, соответственно, на уровень подготовки учащихся. Более того, отсутствие необходимых преподавателей осложняет процесс лицензирования предпрофессиональных программ, одним из требований которых является кадровая обеспеченность.
Основным препятствием для обеспечения всех желающих услугами дополнительного образования детей в населенных пунктах, где есть учреждения дополнительного образования, является отсутствие площадей. Так, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" в городе Тюмени в учреждениях дополнительного образования детей с учетом имеющегося контингента (8190 человек) для полноценной организации учебного процесса требуется не менее 19 463 м2. С учетом имеющихся площадей (3 878 м2) дефицит составляет 15 585 м2.
Основными источниками финансового обеспечения учреждений дополнительного образования детей являются бюджетные и внебюджетные поступления. Объем финансовых средств на осуществление деятельности ДШИ в 2014 году по отношению к аналогичному показателю 2012 года вырос на 40%, при этом доля бюджетных средств в общем объеме средств на осуществление деятельности учреждений составила 80%.
Увеличивается среднемесячная заработная плата педагогических работников ДШИ:
- 2012 год - 17,575 тыс. рублей;
- 2013 год - 25,642 тыс. рублей;
- 2014 год - 32,056 тыс. рублей;
- за 6 месяцев 2015 года - 31,709 тыс. рублей.
Ежегодно проводятся мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений. Так, в 2014 году из областного бюджета выделено 77395,24 тыс. рублей на проведение капитального ремонта 3 детских школ искусств, расположенных в п. Винзили Тюменского района, городе Ялуторовске, р.п. Голышманово; в 2015 году выделены средства на капитальный ремонт ДШИ "Гармония" (город Тюмень), ДШИ "Фантазия" (поселок Боровский Тюменского района). По заявительному принципу осуществляется финансирование муниципальных учреждений дополнительного образования детей на приобретение имущества. В 2015 году на обновление инструментальной базы ДШИ и приобретение музыкальных инструментов предусмотрено 28,9 млн. рублей.
Все ДШИ Тюменской области прошли лицензирование дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, которые внедрены в образовательный процесс с 2013 года.
Определен перечень мероприятий, по итогам которых победители вносятся в региональную базу данных талантливых детей и молодежи (в частности, Всероссийские молодежные дельфийские игры, областной открытый конкурс молодых дарований "Дебют", Всероссийский конкурс юных исполнителей им. А.А. Алябьева, стипендиаты фонда "Новые имена" и другие).
В 2014 году наряду с конкурсом "Лучший преподаватель детской школы искусств" впервые состоялся конкурс "Лучший ученик-музыкант Тюменской области". Также впервые дети, обучающиеся в ДШИ, выступили на сцене Большого зала Тюменской филармонии в заключительном концерте Года культуры "Молодые таланты Тюменской области". В 2015 году впервые были проведены конкурсы "Лучший исполнитель-педагог Тюменской области" и конкурс имени П.И. Чайковского среди учащихся ДШИ.
Одним из главных показателей мониторинга эффективности деятельности ДШИ является наличие выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в сфере культуры и искусства. Количество выпускников на 01.09.2014 составило 706 человек (4% от общего числа обучающихся), из них в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования поступили 87 человек (12% от общего числа выпускников). Количество выпускников на 01.09.2015 составило 969 человек (5% от общего числа обучающихся), из них в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования поступили 113 человек (12% от общего числа выпускников).
Еще одним показателем результатов деятельности муниципальных ДШИ являются творческие достижения учащихся, которые одновременно являются и показателем профессионального уровня преподавателей.
Несмотря на достижения в реализации ряда первостепенных задач, а также значительное укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования в сфере культуры, остаются нерешенными следующие вопросы:
1) отсутствие вертикали межотраслевого взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления культурой по вопросам дополнительного образования детей;
2) кадровый дефицит преподавателей и концертмейстеров в детских музыкальных школах, расположенных в сельских населенных пунктах, музыкальных училищах (особенно велика потребность в преподавателях историко-теоретических дисциплин, а также по классам струнных, духовых, ударных, народных инструментов);
3) уменьшение количества обучающихся по ряду основополагающих музыкальных специальностей (по классам оркестровых духовых, ударных, народных и струнных инструментов, на хоровых и историко-теоретических отделениях);
4) снижение качества подготовки выпускников музыкальных училищ, музыкальных и педагогических вузов по причине снижения уровня подготовки выпускников в детских школах искусств, превращения ДШИ в досуговые учреждения.
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: