Постановление Правительства Тюменской области от 01.12.2015 N 560-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 686-п"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2015 г. № 560-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 22.12.2014 № 686-П
Во исполнение Закона Тюменской области от 29.09.2015 № 90 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов":
1. В постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 № 686-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Основные направления развития внутреннего и въездного туризма" до 2020 года" внести следующие изменения:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на директора Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области.
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 1 декабря 2015 г. № 560-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО
И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА" ДО 2020 ГОДА
Государственный заказчик программы:
Департамент инвестиционной политики и государственной
поддержки предпринимательства Тюменской области
г. Тюмень
2014 г.
ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО
ТУРИЗМА" ДО 2020 ГОДА
Дата и номер принятия правового акта о разработке государственной программы
Распоряжение Правительства Тюменской области от 29 апреля 2014 г. № 698-рп "О разработке прогноза социально-экономического развития Тюменской области и проекта закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Дата и номер правового акта об утверждении государственной программы
Постановление Правительства Тюменской области от 22 декабря 2014 года № 686-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Основные направления развития внутреннего и въездного туризма" до 2020 года
Государственный заказчик государственной программы
Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области
Разработчик государственной программы
Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области
Цель государственной программы
Создание условий для формирования региональных турпродуктов и повышения их конкурентоспособности на российском и международном туристских рынках
Задачи государственной программы
1. Содействие развитию предприятий туристского комплекса Тюменской области
2. Формирование и продвижение туристского продукта на российском и международном туристских рынках
Сроки реализации государственной программы
2015 - 2020 годы
Объемы и источники финансирования государственной программы
(с разбивкой по годам)
2015 г. - 3 075 тыс. рублей за счет областного бюджета.
2016 г. - 5 102 тыс. рублей за счет областного бюджета.
2017 г. - 5 111 тыс. рублей за счет областного бюджета.
2018 г. - 5 111 тыс. рублей за счет областного бюджета.
2019 г. - 5 111 тыс. рублей за счет областного бюджета.
2020 г. - 5 111 тыс. рублей за счет областного бюджета.
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы
Реализация государственной программы позволит за период 2015 - 2020 гг. увеличить оборот сферы туризма на 33,88%.
Раздел 1. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
В Тюменской области (без автономных округов) (далее - Тюменская область) имеются все условия для успешного развития внутреннего и въездного туризма: богатейшее историческое, архитектурное и культурное наследие, уникальные природные ресурсы, благоприятная экологическая составляющая, а также интенсивно развивающийся потребительский спрос на туристические продукты региона.
1.1. Направления развития туризма в Тюменской области
Одним из приоритетов социально-экономического развития Тюменской области является развитие туристической отрасли по направлениям въездной и внутренний туризм.
В соответствии с Законом Тюменской области от 28.12.2006 № 536 "О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области" под внутренним туризмом в Тюменской области понимается - путешествия в пределах Тюменской области лиц, постоянно проживающих в Тюменской области; под въездным - путешествия в пределах Тюменской области лиц, не проживающих постоянно в Тюменской области.
Для обеспечения туристического потока по данным направлениям определены следующие целевые группы туристов: жители Тюменской области, граждане России (преимущественно г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, близлежащих регионов ХМАО, ЯНАО, Свердловской области и др.), иностранные граждане.
С позиции государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма в Тюменской области наиболее приоритетными направлениями туристской деятельности являются: деловой, оздоровительный, историко-культурный и охотничье-рыболовный виды туризма.
Приоритеты развития по видам туризма в Тюменской области
N
Степень приоритетности
Виды туризма
1.
Виды туризма, относимые к наиболее приоритетным
Деловой туризм
Санаторно-курортный,
оздоровительный туризм
Историко-культурный туризм
Охотничье-рыболовный
2.
Виды туризма, перспективные для развития
Экологический туризм
Паломнический туризм
Спортивный туризм
Активный индивидуальный
туризм
Экстремальный туризм
Приоритетные виды туризма имеют наиболее существенный вес в социально-экономическом развитии области, поскольку обеспечивают наибольший поток туристов.
Перспективные виды туризма нуждаются в проведении мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры, формирование и продвижение турпродукта.
1.2. Туристские потоки в Тюменской области
Общий туристический поток рассчитывается в соответствии с методикой, определенной Приказом Федерального агентства по туризму РФ от 18.07.2007 № 69 "Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации", а также на основе данных социологических исследований и сильно отличается от официально регистрируемого органами государственной статистики.
Общий объем туристического потока в Тюменской области в 2013 году составил 1773,4 тыс. человек (в том числе: российских туристов - 1730,6 тыс. чел, иностранных туристов - 42,8 тыс. человек).
Распределение туристов Тюменской области по месту
жительства, 2010 г. <*>
--------------------------------
<*> Отчет по результатам научно-исследовательской работы "Проблемы и тенденции развития внутреннего и въездного туризма в Тюменской области" ООО "АйНоу". Том 3: Анализ ТурПотока 2010, 2012 год.
Согласно данным социологического исследования, наибольшая часть поездок носит характер внутреннего туризма. Так, в 2010 году среди опрошенных 68,7% жители Уральского федерального округа, из них: порядка 30% являются жителями Тюменской области, 21,8% - жителями ХМАО и ЯНАО. Среди туристов, прибывающих из-за пределов Тюменской области, наибольшая доля приходится на соседние регионы Уральского, Приволжского и Сибирского федеральных округов.
Продолжительность поездки туристов в Тюменской области,
2010 г. <*>
--------------------------------
<*> Отчет по результатам научно-исследовательской работы "Проблемы и тенденции развития внутреннего и въездного туризма в Тюменской области" ООО "АйНоу". Том 3: Анализ ТурПотока 2010, 2012 год.
По итогам 2010 года 51,5% респондентов находилось по месту прибытия в интервале от 4 до 7 дней; 30% прибывали 1 - 3 дня. Таким образом, свыше 80% респондентов, совершают поездки относительно небольшой длительности (до 7 дней).
Распределение туристов по цели поездок в Тюменской области,
2013 г. <*>
--------------------------------
<*> По данным статистического сборника "Туризм в Тюменской области", 2014 г.
По данным Федерального органа государственной статистики в 2013 году порядка 29,2% прибыли в регион с деловой целью. В основном это связано с возросшей инвестиционной привлекательностью региона, а также его ролью одного из ведущих нефтегазовых центров России. В перспективе деловой туризм останется ведущим туристским сектором - локомотивом развития туриндустрии области.
Туризм досуга и отдыха, в том числе историко-культурный туризм, имеет также значительный вес (24,9% от всех прибывших) и перспективы, связанные с новыми культурными и событийными проектами, формированием и продвижением новых турпродуктов, развитием инфраструктуры приема туристов.
В наибольшей степени культурно-познавательный туризм развит в форме экскурсионного и самостоятельного осмотра достопримечательностей в городах Тюмень и Тобольск. По оценкам туроператоров Тюменской области до 90% экскурсионных маршрутов сосредоточено в направлении Тюмень - Тобольск.
Развитая сеть лечебно-оздоровительных организаций в совокупности с уникальными природными ресурсами региона (лечебные грязи, минеральные воды, горячие источники) позволяет привлекать значительный поток туристов (14,5% от всех прибывших) и обеспечивает широкие возможности для дальнейшего развития данного вида туризма.
1.3. SWOT-анализ туристской отрасли Тюменской области
В настоящее время в Тюменской области имеется опыт функционирования туристской отрасли, достигнуты определенные результаты, на основании которых можно судить о сильных и слабых сторонах туриндустрии региона, о потенциальных возможностях и угрозах для дальнейшего развития.
Среди сильных сторон туристской индустрии региона следует отметить:
1. Наличие туристических ресурсов (большое количество разнообразных культурно-познавательных объектов, богатый животный и природный мир, природные ископаемые для лечения и т.д.)
2. Наличие развитой туристской инфраструктуры (санатории, базы отдыха, гостиницы, конгресс-центры, музеи, театры, спортивные центры и т.д.).
3. Высокий платежеспособный спрос и стабильная социально-экономическая ситуация в области.
4. Конкурентоспособность стоимости услуг по сравнению с другими городами УРФО.
5. Государственная поддержка развития туризма.
6. Реализация программ по сохранению и восстановлению памятников историко-культурного наследия.
7. Заложены основы информационного обеспечения туристических ресурсов Тюменской области (разработан информационный портал о туристических ресурсах Тюменской области; публикации в СМИ, выпуск буклетов, специализированных журналов и т.д.).
8. Представление и продвижение турпродукта Тюменской области на региональных, всероссийских и международных выставках и конференциях.
9. Наличие базы профессиональной подготовки кадров в области туризма.
10. Проведение ежегодных событийных туристских мероприятий (Декабристские вечера, Квасной пир - на весь мир, Августовские спасы, Абалакское поле).
11. Наличие компаний, работающих в направлении экскурсионного обслуживания.
12. Наличие большого числа ресторанов и торгово-развлекательных центров.
13. Наличие устойчивого потока прибывших с деловыми целями в область.
Слабые стороны:
1. Дефицит информации о туристических ресурсах Тюменской области в РФ и за рубежом.
2. Отсутствие развитых каналов продаж тюменского турпродукта на российском и международном рынках.
3. Отсутствие заинтересованности туристических фирм в разработке программ по внутреннему и въездному туризму в связи с высокими рисками, несогласованность и слабое взаимодействие участников туристского рынка и смежных отраслей.
4. Слабое развитие придорожного сервиса.
5. Отсутствие регулярных прогулочных и круизных речных рейсов при повышенном спросе на них.
6. Отсутствие сформированного качественного охотничье-рыболовного турпродукта.
7. Незначительное количество сувенирных салонов, их удаленность от основных объектов показа.
8. В системе подготовки кадров недостаточно внимания уделяется практической стороне, освоению современных методик и технологий.
Возможности:
1. Наличие интереса со стороны потенциальных потребителей туристских ресурсов Тюменской области.
2. Формирование и развитие на основе природного и животного потенциала Тюменской области турпродукта в сферах охотничье-рыболовного, экологического и активного видов туризма.
3. Популяризация и повышение информационной освещенности духовных мест и святынь региона, проводимых религиозных событий, для увеличения потока паломников.
4. Проведение спортивных мероприятий регионального, всероссийского и международного уровня для активизации и развития спорттуризма.
5. Развитие международного сотрудничества, взаимодействие с международными организациями, в том числе в сфере туризма.
Угрозы:
1. Растущая конкуренция среди регионов РФ, Урала и Сибири.
2. Несоответствие цены-качества предлагаемых туристских услуг.
3. Снижение платежеспособного спроса вследствие сокращения доходности основных отраслей экономики.
1.4. Материально-техническая база туристической отрасли
в Тюменской области
Материально-техническая база туризма как отрасли экономики представляет собой совокупность материальных, вещественных элементов, средств производства, которые используются и могут быть использованы в туристской деятельности.
Материально-техническая база региона включает в себя:
1) Коллективные средства размещения;
2) Транспортную инфраструктуру;
3) Предприятия сферы обслуживания;
4) Охотничье-рыболовные хозяйства;
5) Учреждения и организации культуры;
Коллективные средства размещения
По данным статистики в 2013 году инфраструктура туристской отрасли Тюменской области включала 135 коллективных средства размещения (КСР), в том числе 101 гостиница и аналогичное средство размещения, и 34 специализированных мест размещения (санаторно-курортные организации, туристские базы и т.д.). Увеличение числа КСР по сравнению с 2012 годом составило 1,5%.
Основные показатели деятельности коллективных средств
размещения в регионах УрФО, 2013 г. <*>
--------------------------------
<*> По данным статистического сборника "Туризм в Тюменской области", 2014 г.
Тюменская область (без автономных округов)
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ
Свердловская область
Челябинская область
Курганская область
Число КСР, ед.
135
195
65
325
391
77
Номерной фонд, номеров
6473
6126
2282
13209
13462
2262
Единовременная вместимость, мест
13966
12104
4196
28314
35000
4993
Коэффициент использования номерного фонда
0,4
0,4
0,3
0,4
0,3
0,4
Обеспеченность местами КСР на душу населения (на 1000 чел.)
9,91
7,58
7,77
6,55
10,03
5,69
Показатель обеспеченности местами КСР на душу населения в Тюменской области выше, чем по большинству регионов УрФО.
Гостиницы и аналогичные средства размещения в Тюменской
области
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области максимальная единовременная вместимость гостиниц области в 2013 г. составила 7832 места, что выше аналогичного показателя 2012 года на 10,75%.
За период 2009 - 2013 годы в области создано порядка 30 новых гостиниц и аналогичных средств размещения. За счет строительства средств размещения номерной фонд области составляет почти 6,5 тысяч единиц.
Единовременная вместимость гостиниц и аналогичных средств
размещения Тюменской области <*>
--------------------------------
<*> По данным статистического сборника "Туризм в Тюменской области", 2014 г.
2009
2010
2011
2012
2013
Единовременная вместимость, мест
4998
5709
6131
7072
7832
Гостиничный комплекс Тюмени согласно данным внутриведомственного мониторинга насчитывает около 65 гостиниц и аналогичных средств размещения. Основная часть гостиниц, расположенных в г. Тюмени, - это мини-гостиницы (до 30 мест). Стоит заметить, что фактически доля таких гостиниц больше, поскольку к этой категории могут быть отнесены и большинство прочих предприятий, предлагающих услуги временного размещения, не имеющих статуса гостиниц. В 2012 году запущены в работу три гостиницы в городе Тюмени: "Прага" на улице Институтская, "Море" на 6-м км Салаирского тракта, "Отель домашний" на улице Буковая.
На территории г. Тобольска действуют 10 гостиниц, от эконом-класса до высокого уровня, общей вместимостью более 800 мест.
В связи с развитием инфраструктуры туризма и отдыха в Исетском и Уватском районах созданы гостиничные комплексы высокого уровня.
Общее количество ночевок в гостиницах в 2013 г.: Тюмень - 490,0 тыс., Тобольск - 67,3 тыс., Ишим - 27,7 тыс.
Оценка на категорийность ("звездность") была проведена в 7-ми гостиницах области. Уровень 5* присвоен гостинице "Славянская", 4* - отелю "Тюмень", отелю "Евразия", отелю "Ремезов", отелю "Море", 3* - гостинице "Восток" и "Георгиевская". По оценкам специалистов, в регионе имеются гостиницы, соответствующие уровням 3* и 4*, однако оценку для присвоения звездной категории они не проходили. При этом, как показывает международный опыт, наличие звездной категории является крайне важным показателем для привлечения туристов, так как наилучшим образом отражает уровень качества сервиса и статуса гостиницы, является средством саморекламы.
Анализ зависимости спроса на гостиничные услуги (за 2008 г.) от стоимости номеров (одноместного стандартного номера) показывает, что заполняемость, близкая к 100%, характерна для гостиниц со стоимостью номеров до 2,0 тыс. руб.
Гостиницы со средней заполняемостью (40 - 60%) ориентированы в основном на номера эконом-класса (от 1,5 до 2,5 тыс. руб.).
Также среднюю загрузку (50 - 55%) имеют гостиницы премиум-класса, стоимость одноместного номера в которых превышает 4 тыс. руб.
Необходимо также отметить, что низкая загрузка (17 - 20%) при невысокой стоимости номеров характерна для малых гостиниц и небольших баз отдыха, расположенных далеко от центра и деловой части города.
Таким образом, неэффективная ценовая политика гостиничных предприятий может привести к сокращению туристских потоков в регион, снижению загрузки, а следовательно, и к снижению уровня рентабельности гостиниц.
Схожая ситуация по заполняемости и ценовой политики наблюдается на челябинском, свердловском и ханты-мансийском гостиничных рынках.
В настоящее время в стадии строительства и привлечения инвесторов находится еще порядка 7 проектов по строительству отелей в Тюмени и в Тобольске, реализуется инвестиционный проект по строительству спортивно-оздоровительного и культурного центра в г. Тюмени "Тенис-палас", по созданию музея и гостиницы в селе Покровское (музей "Наша эпоха"), фитнес-центра "Три Богатыря" и отеля "Любавушка" в ресторанно-гостиничном комплексе "Деревенька" г. Тюмень и др.
Часть инвесторов приняла решение о строительстве в Тюмени 4 - 5* гостиниц в составе деловых центров по европейским образцам. Заявленные проекты характеризуются комплексностью услуг, значительным номерным фондом и планируемым высоким качеством услуг.
Важным вопросом формирования инфраструктуры средств размещения является расширение рынка гостиничных услуг и формирование инвестиционных предложений по строительству гостиниц, расположенных по основным направлениям туристических маршрутов области.
Специализированные средства размещения Тюменской области
Наличие богатых природных ресурсов Тюменской области открывает широкие возможности для развития лечебно-оздоровительного туризма. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области за 2013 г. в Тюменской области расположено 34 специализированных средства размещения, из них 23 санаторно-курортных организации, 9 организаций отдыха.
Основные показатели специализированных средств размещения в
УрФО, 2013 г. <*>
--------------------------------
<*> По данным статистического сборника "Туризм в Тюменской области", 2014 г.
Тюменская область (без автономных округов)
Свердловская область
Челябинская область
Число специализированных средств размещения, ед.
34
109
139
Номерной фонд, номеров
2803
5508
8253
Единовременная вместимость, мест
6134
14846
23614
Коэффициент использования номерного фонда
0,6
0,4
0,3
Численность размещенных лиц за год, тыс. чел.
162,9
317,2
299,0
Несмотря на то, что в Тюменской области количество специализированных учреждений в несколько раз меньше чем в соседних Свердловской и Челябинской, предложение тюменских специализированных средств размещения является более востребованным, о чем свидетельствует коэффициент использования номерного фонда в 2 раза выше показателя Челябинской области, в 1,5 раза Свердловской.
Основные показатели специализированных средств размещения
Тюменской области в 2013 г. <*>
--------------------------------
<*> По данным статистического сборника "Туризм в Тюменской области", 2014 г.
Специализированные средства размещения
Количество, ед.
численность размещенных лиц в 2010 г., тыс. чел.
численность размещенных лиц в 2011 г., тыс. чел.
численность размещенных лиц в 2012 г., тыс. чел.
численность размещенных лиц в 2013 г., тыс. чел.
коэффициент загрузки в 2013 г.
санаторно-курортные организации
23
64,6
77,2
88,0
91,1
0,6
организации отдыха
9
64,4
68,9
63,4
64,9
0,3
Коэффициент загрузки санаториев составляет в среднем 60% в течение всего года. Во время "высокого сезона" мест во многих санаториях не хватает. Количество организаций отдыха и турбаз составляет малый процент от общего числа средств размещения, в летний период объем их загрузки стремится к 100%, но в связи с низкой комфортностью и невозможностью их круглогодичного использования итоговый коэффициент загрузки у них ниже.
Исследование рынка рекреационных услуг Тюменской области свидетельствует о том, что существует устойчивый платежеспособный спрос населения на качественные рекреационные услуги при наблюдаемом дефиците предложения в данном сегменте.
В связи с чем перспективным является строительство современных санаторно-рекреационных комплексов в Тюменском и Тобольском районах.
Транспортная инфраструктура
Тюменская область является важным транспортным узлом России за счет стратегически благоприятного географического положения. Через г. Тюмень проходит транссибирская железнодорожная магистраль, федеральные автомобильные дороги, соединяющие все основные транспортные коридоры: Запад - Восток, Север - Юг.
Общая протяженность дорог Тюменской области составляет 19,1 тыс. км, из них 13,1 тыс. км с твердым покрытием. По территории региона проходят 4 автомобильные дороги федерального значения с интенсивным движением: Тюмень - Омск (5,4 тысячи автомобилей в сутки); Тюмень - Екатеринбург (4,6 тысячи); Тюмень - Ханты-Мансийск (5 тысяч); Тюмень - Курган (8,8 тысяч). Интенсивность движения, по прогнозу экспертов, в ближайшие годы будет только расти, так как в регионе появляются новые места отдыха, крупные торговые и развлекательные центры, спортивные и туристические объекты.
Группам организованных туристов и туристам, путешествующим на личном транспорте, необходимо качественное обслуживание на протяжении всей автодороги.
Транспортная инфраструктура представляет совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание
В состав транспортной инфраструктуры входят: санитарные зоны, точки общественного питания, автосервиса, розничной торговли, оборудованных стоянок, кемпингов. Требования, предъявляемые к транспортной инфраструктуре, а также общая культура зарубежных и российских туристов из года в год возрастают.
На сегодняшний момент общее число предприятий придорожного сервиса на федеральных трассах Тюменской области составляет 54, при этом число способных оказывать комплексные услуги незначительно (30% от общего числа). Важной проблемой является неравномерность размещения кемпингов вдоль трасс - высокая плотность вокруг крупных городов и практически отсутствие каких-либо объектов вдали от населенных пунктов. Кроме того, на трассе широко распространена несанкционированная торговля продуктами питания, проконтролировать качество которых не представляется возможным.
Заинтересовать проезжих туристов и предложить им ночевку можно в комплексах, объединяющих в себе мини-гостиницу и кафе, которые должны сочетать, наряду с высоким уровнем качества обслуживания, стилизованность под региональную специфику. Необходимо отметить, что в регионе имеются инфраструктурные площадки для открытия придорожного бизнеса: участки на федеральной трассе Тюмень - Екатеринбург, на автодороге Тобольск - Вагай.
В Тюменской области развит авиационный транспорт. Из аэропортов области совершаются полеты как по России, так и за рубеж. Осуществляются международные регулярные рейсы: "Тюмень - Мюнхен", "Тюмень - Прага", а также в страны СНГ.
С целью увеличения пассажиропотока осуществляется реконструкция терминала аэропорта "Рощино", который в перспективе будет иметь пропускную способность до 1,5 миллионов пассажиров в год (в настоящий момент немногим больше 500 тыс. человек в год).
Большой популярностью у туристов пользуются автобусные экскурсионные поездки, в основном это туры выходного дня в Тобольск и Ялуторовск. На сегодняшний момент предложить в аренду туристические автобусы и одновременно предоставить услуги экскурсовода, могут несколько тюменских фирм.
Важной проблемой для развития автобусных экскурсий является незначительное количество транспортных средств в собственности турбизнеса: 16 автобусов; 12 микроавтобусов. Затраты туристских компаний на привлечение услуг сторонних транспортных организаций для производства турпродукта области в 2010 году составили 44 млн. руб., что безусловно негативно сказывается на конечной стоимости для потребителя.
Таким образом, важнейшим фактором для увеличения турпотока является увеличение количества средств транспорта в собственности турбизнеса.
Сложной остается ситуация с речным туризмом в области. Наиболее крупными реками являются Обь, Иртыш, Тура, Тобол, Ишим, Пышма, Исеть, Тавда, Сосьва. Общая длина основных рек превышает 30 тыс. км. Однако реки судоходны только в короткий летний период - навигация на реках продолжается не более 5 - 6 месяцев.
Несмотря на огромный потенциальный спрос на подобные туры, регулярные речные экскурсионные туры отсутствуют по ряду причин: значительный физический и моральный износ материально-технической базы и необходимость обновления флота, недостаточное финансирование содержания водных путей, отсутствие благоустроенных речных причалов.
Для увеличения количества туристов, путешествующих по железной дороге, необходимо решить вопрос организации экскурсионных поездов и вагонов из городов Тюмени, Сургута, Екатеринбурга в город Тобольск. В целях улучшения условий перевозок требуется рассмотреть вопрос создания специальных скоростных магистралей из городов Уральского региона.
Таким образом, сегодняшнее состояние транспортной инфраструктуры недостаточно для интенсификации турпотоков в регион. Отсутствуют регулярные автобусные и речные туристские маршруты, невысокая пропускная способность авиационного узла, количество транспортных средств в собственности турбизнеса незначительно, слабо развит придорожный сервис на основных туристских маршрутах.
Сфера обслуживания
Туристические фирмы Тюменской области
Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристические фирмы, организующие и обеспечивающие прием туристов.
По состоянию на 18.02.2014 в Едином федеральном реестре зарегистрировано 35 туроператоров, специализирующихся на внутреннем и въездном туризме в Тюменской области. Для сравнения в Челябинской области функционирует 25 туроператоров, в Свердловской - 80.
Немногие из числа туристических фирм области имеют развитые программы по приему и туристскому обслуживанию в Тюменской области. Анализ деятельности регионального турбизнеса показывает, что въездной турпродукт занимает незначительную долю в структуре деятельности даже у лидеров отрасли.
Турфирмами региона разработано порядка 85 экскурсионных программ по Тюменской области. В 2010 - 2013 годах появилось значительное количество авторских экскурсий (концепция и экскурсии разработаны турфирмами самостоятельно с закреплением за ними авторских прав на ее проведение).
Созданы специальные маршруты, связанные с открытием новых объектов показа - страусиной и лосиной ферм, зоопарка, термальных источников.
За последние годы в области появилось несколько туристических агентств, оказывающих экскурсионные услуги и экскурсионных бюро. Отличительной чертой таких организаций является современный подход к ведению экскурсий, использование интерактивных технологий, что способствует привлечению интереса и обеспечивает стабильный спрос на такие услуги среди туристов.
Предприятия торговли и общественного питания
Доля участия предприятий торговли и общественного питания в оказании туристам услуг меняется в зависимости от развитости материально-технической базы туризма, продолжительности путешествия, вида туризма, времени года и др. причин.
Туристские расходы включают в себя: приобретение потребительских товаров и услуг; расходы на питание; приобретение небольших товаров длительного потребления для личного пользования, сувениров и подарков. В связи с этим к туристической инфраструктуре следует отнести предприятия розничной торговли, организации общественного питания (за исключением столовых при предприятиях и учреждениях).
На территории коллективных средств размещения по данным на 2013 год расположено 86 организаций общественного питания. Количество посадочных мест увеличилось на 303 места и в 2013 году составило 9111.
Организации общественного питания, находящиеся на территории
коллективных средств размещения, в Тюменской области <*>
--------------------------------
<*> По данным статистического сборника "Туризм в Тюменской области", 2014 г.
2009
2010
2011
2012
2013
Организации общественного питания, находящиеся на территории коллективных средств размещения, ед.
88
81
85
92
86
Количество посадочных мест
7672
7472
7939
8808
9111
В весенне-летний период сеть предприятий общественного питания дополняется за счет открытия летних кафе.
Динамично развивается сфера общественного питания в торгово-развлекательных комплексах и торговых центрах.
На ресторанном рынке г. Тюмени активно развиваются 6 местных сетевых операторов, обслуживающих население и гостей города. Кроме того, на рынке предприятий быстрого питания представлен ряд зарубежных и федеральных торговых марок.
Потребность в организациях общественного питания в г. Тюмени полностью обеспечена широким предложением данной сферы услуг.
В муниципальных районах, несмотря на ввод в эксплуатацию новых предприятий общественного питания, спрос на услуги данных организаций остается не удовлетворенным. По данным органов местного самоуправления обеспеченность посадочными местами в предприятиях общедоступной сети из расчета на тысячу жителей по области составляет 33 посадочных места (82,5% от норматива).
Значимую роль среди предприятий торговли, обслуживающих туристов, играют сувенирные салоны. Количество сувенирных салонов, расположенных в области, ограничено и не привязано к местам, посещаемым туристами. В настоящее время в недостаточной степени используется потенциал народных промыслов и ремесел, таких как резьба по кости, ковроткачество, резьба и роспись по дереву, ткачество, гончарное дело. Развитие каналов продаж товаров народного промысла одна из задач развития туризма, поэтому в состав мероприятий государственной программы включены выставки-ярмарки, целью которых является развитие традиционных промыслов и ремесел с целью увеличение объемов и расширение предложений по сувенирной продукции.
Инфраструктура делового туризма
Деловой туризм - ведущий туристский сектор Тюменской области - локомотив развития туриндустрии региона.
Для развития делового туризма в области можно выделить следующие предпосылки:
- возросшая инвестиционная привлекательность области;
- развитие нефтегазового сектора;
- развитие обслуживающих секторов (научно-образовательная, медицинская и рекреационная сфера).
Нефтегазовая тематика является базовой для развития делового туризма в регионе, однако потенциал региона позволяет также развивать иные направления, в т.ч. медицинская тематика и сельское хозяйство.
Область находится в группе лидерские позиции среди регионов Урала и Сибири по развитости инфраструктуры размещения и проходящему через нее турпотоку.
Конференц-база региона существенно отстает по объему и качеству от конференц-базы Свердловской области и ХМАО. Кроме того, существующий уровень цен на аренду залов не может конкурировать с другими городами Уральского округа.
Инфраструктурные ограничения индустрии делового туризма, в том числе отсутствие современного Экспоцентра, а также отсутствие единого Конгресс-бюро, объединяющего организаторов и участников конференций и выставок существенно снижает конкурентоспособность региона в данной нише.
Охотничье-рыболовные хозяйства
В Тюменской области, с ее огромными территориями и природными ресурсами, есть все предпосылки для развития охотничье-рыболовного туризма.
Площадь территорий, акваторий, предоставленных для осуществления пользования охотничьими животными составляет 8 миллионов 212 тыс. гектаров.
Основными районами в части развития данного направления являются: Уватский, Тобольский, Вагайский, Ярковский, Викуловский, Армизонский, Нижнетавдинский и Казанский районы.
В области действует 75 организаций, осуществляющих пользование животным миром на основании долгосрочных лицензий.
На территории региона имеется следующая инфраструктура:
1) 7 охотничье-рыболовных баз, построенных ГКУ ТО "Служба охраны животного мира";
2) охотничье-рыболовные угодья, принадлежащие обществам охотников и рыболовов;
3) частные охотничье-рыболовные базы.
Однако в местах размещения баз-кордонов слабо развита сопутствующая туристическая инфраструктура (дороги, общественное питание и т.д.).
Кроме того, существует ряд ограничений по проведению охоты, среди которых: лимиты изъятия отдельных "трофейных" видов животных, которые значительно меньше спроса на них, необходимость наличия охотничьего билета и разрешения на оружие.
В организацию данного вида туризма помимо охотничье-рыболовных обществ и кордонов вовлечены туристические фирмы, гостиницы, базы отдыха, которые предлагают туры, включающие охоту, рыбалку, а также иные виды активного отдыха.
Однако количество таких предприятий незначительно для интенсификации развития охотничье-рыболовного туризма в регионе, практически отсутствуют организованные продажи охотничье-рыболовных туров. Во многом это связано с отсутствием схемы взаимодействия субъектов туристического цикла.
При этом предлагаемый охотничье-рыболовный турпродукт слабо ориентирован на иностранного потребителя. Требуется проведение ряда мероприятий, направленных на создание системы действующих охотничье-рыболовных туров, начиная от бронирования туров, заканчивая получением разрешительных документов на вывоз трофеев.
В том числе необходимо определить порядок взаимодействия органов государственной власти, компетентных в данной сфере, сформировать представление о Тюменской области, как о территории, благоприятной для охотничьего и рыболовного туризма, обеспечить условия для культурной и безопасной рыбалки и охоты, расширить сферу услуг в области рыбного и охотничьего хозяйства.
Объекты туристского интереса, учреждения и организации
культуры
Туристские культурные ресурсы Тюменской области (объекты туристского интереса) включают более 1000 объектов истории, культуры и досуга: 6 музеев, 4 театра, 635 учреждений культуры и досуга, сотни археологических памятников.
В настоящее время в области насчитывается 1872 объектов культурного наследия, представленных 600 объектами и ансамблями градостроительной деятельности (569 объектов с расшифровкой ансамблей), 182 достопримечательными местами и 1090 объектами археологии.
Открыты такие новые музейные комплексы, как Дворец Наместника, в реконструированном здании дома купца Корнилова - музей истории судебной системы Западной Сибири, музей истории освоения и изучения Сибири им. А.А. Дунина-Горкавича, в Больничном корпусе объекта "Тюремный замок" Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника введен в эксплуатацию музейный комплекс с воссозданным интерьером Губернской библиотеки, с книгохранилищем редкой книги, компьютеризированным читальным залом, оснащенным современными мультимедийными технологиями.
Все большую популярность приобретает туркомплекс "Абалак" и проводимый на территории комплекса фестиваль "Абалакское поле". Это масштабное и зрелищное событие, посетители которого смогут увидеть турниры клубов исторической реконструкции, стать участниками конкурсов и мастер-классов, познакомиться с атмосферой средневековья.
Осуществляются плановые работы по реставрации объектов культурного наследия городов области, включаемых в экскурсионные маршруты.
Посещаемость организаций культуры Тюменской области,
тыс. чел. <*>
--------------------------------
<*> По данным статистического сборника "Туризм в Тюменской области", 2014 г.
Организация
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
Театры
253,2
280,7
302,2
319,5
335,2
367,6
412,0
419,8
Музеи
748,4
907,5
531,0
375,2
406,7
405,1
403,0
477,5
По данным статистики отмечается стабильный рост посещаемости театров, учреждений культурно-досугового типа (зрительных залов, платных мероприятий). Посещение музеев резко упало с 2008 года. В целях увеличения количества посещений требуется активнее вводить музеи в туристический оборот, организовывать специальные акции и практические занятия для школьников и молодежи, использовать интерактивные музейные технологии, регулярно обновлять экспозиций.
Серьезной проблемой остается достаточно высокая цена на посещение музеев. Так стоимость посещения Дворца Наместника г. Тобольска обойдется в 150 рублей, за такую же сумму можно посетить Эрмитаж г. Санкт-Петербург, при этом соотношение по исторической значимости и количеству экспонатов не в пользу сибирского музея.
1.5. Кадровое обеспечение туристской индустрии Тюменской
области
На территории области в туристических фирмах, оздоровительных учреждениях, гостиницах и ресторанах, организациях отдыха, развлечений, культуры и спорта занято 21,9 тыс. человек.
Для успешного позиционирования области на международном рынке туризма существуют высокие требования к обслуживающему персоналу объектов пребывания и посещения.
Вопросами подготовки кадров туристской отрасли занимаются:
- Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий;
- Тюменский государственный университет;
- Тюменский государственный нефтегазовый университет;
- Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева;
- Тобольский индустриальный институт;
- Учреждения среднего специального образования.
В 2013 году выпуск из средних специальных учебных заведений по специальности "социально-культурный сервис и туризм" составил 43 человека, из высших учебных заведений по специальностям "гостиничный сервис" и "туризм" - 106 человек <*>.
В целях совершенствования действующей системы подготовки кадров для сферы туризма, в ВУЗы Тюменской области планируется включение в образовательную программу по специальностям, связанным с туризмом, дополнительных практических занятий с участием сотрудников отраслевых государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления, представителей туристического бизнеса и общественных объединений региона, и организация прохождения стажировок преподавательского состава учебных заведений на предприятиях сферы туризма Тюменской области.
Работа по совершенствования туристического обслуживания должна проводиться посредством обучающих семинаров, мастер-классов, а также осуществления контроля за качеством проводимых экскурсий. В государственную программу включены мероприятия по повышению квалификации для действующих специалистов туристической индустрии области.
1.6. Информационное обеспечение туристской индустрии
Тюменской области
Информация о туристической индустрии Тюменской области и основных мероприятиях, которые могут заинтересовать туристов, размещается на интернет-сайте туристических ресурсов Тюменской области http://www.w-siberia.ru.
Основной задачей ресурса является максимальное информирование потенциальных клиентов о наличии уникальных туристических ресурсов в Тюменской области, а также информирование о последних новостях и мероприятиях, мерах государственной поддержки Правительства области, проводимых в сфере развития внутреннего и въездного туризма и многом другом.
Обновленный Портал туристических ресурсов функционирует с апреля 2011 года. Всего за период работы портала зафиксировано порядка 280 тысяч посещений, в среднем - около 280 посещений в день. Особенностями нового портала стала интерактивная карта области, подробная информация о каждом объекте туриндустрии, удобная навигация и возможность онлайн-бронирования всех туристических услуг. Таким образом, посетители сайта могут планировать поездки по Тюменской области более детально, напрямую бронировать гостиничные номера, а в дальнейшем и другие туристические услуги.
Среди российской аудитории, помимо нашего региона, сайт пользовался наибольшей популярностью в Москве, Санкт-Петербурге, городах Урала и Сибири. Среди зарубежной аудитории наибольший интерес сайт вызывает в Германии, а также в таких странах, как США, Великобритания, Норвегия и Нидерланды.
Положительная динамика посещаемости сайта свидетельствует о росте интереса в России и за рубежом к туристическим ресурсам Тюменской области.
При поддержке Администрации города Тобольска был создан и запущен портал о туристических ресурсах города Тобольска tobolsk-travel.com.
Помимо указанных выше порталов турресурсов на территории региона функционирует еще 16 тематических туристских сайтов коммерческих организаций.
Департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области ведется активная деятельность по размещению и продвижению информации о турресурсах региона на таких внешних ресурсах, как:
- информационный портал о туризме в России www.welcome2russia.ru, созданный при поддержке Ростуризма;
- информационный портал "Курорты России" kurortrussia.ru;
- информационный портал "Отдых по-сибирски" www.ops-sib.ru;
- информационный портал о сельском туризме в России www.naselo.ru.
Ежегодно Тюменская область участвует в международных туристских выставках, где представляет туристический потенциал региона. Осуществляется регулярное распространение информационных материалов о туристском потенциале Тюменской на выставках, ярмарках, деловых мероприятиях области.
1.7. Территориальная схема развития туризма
Тюменской области
К настоящему моменту в Тюменской области формируются территориальные центры туризма, сложилось несколько основных территориальных туристских направлений:
- г. Тюмень;
- г. Тюмень - г. Тобольск (направление включает с. Покровское и архитектурно-ландшафтный заказник "Абалакский природно-исторический комплекс");
- г. Тюмень - г. Ялуторовск;
- г. Тюмень - с. Нижняя Тавда;
- речные круизы (предполагается организация проекта по рекам Обь-Иртышского речного бассейна "Тюмень - Покровское - Тобольск" с остановками в г. Тобольске, с. Абалак);
- маршрут по тематике "Последний путь царской семьи": Санкт-Петербург - Тюмень - с. Покровское - Тобольск - Екатеринбург;
- маршруты охотничье-рыболовного туризма в районах: Нижнетавдинский, Тобольский, Вагайский, Ярковский, Сорокинский, Армизонский, Казанский, Сладковский, Уватский;
- межрегиональные маршруты, в первую очередь совместно со Свердловской (Нижняя Синячиха, Верхотурье и другие), Курганской (Чимеево, озеро Медвежье и другие), Челябинской (Аркаим, озера Тургояк, Чебаркуль и другие), Новосибирской и другими областями.
1.8. Оценки эффективности и результативности реализации
государственной программы
По результатам оценки эффективности и результативности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Тюменской области по итогам 2013 года реализация Программы признана эффективной.
Объем финансирования Программы за 2013 год составил 6282 тыс. рублей (67% от плана).
Результативность программы оценивалась по 5 показателям, из которых плановые значения достигнуты по 4 показателям на 100%.
Степень достижения показателя "Количество туристических фирм, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма" 94,59%, в связи с тем, что основной частью потока туристов являются жители из соседних регионов, и поездки в регион, они осуществляют самостоятельно, без обращения в туристические фирмы. Конкуренцию на рынке услуг в сфере внутреннего и въездного туризма туристическим фирмам составляют MICE-компании, занимающиеся организацией деловых мероприятий, а также экскурсионные агентства.
1.9. Нормативно-правовое обоснование полномочий органов
государственной власти в сфере туризма
Полномочия Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, в части развития туризма, закреплены целым рядом нормативных правовых актов.
Закон, регламентирующий вопросы полномочий Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Статья 26.3-1 данного Закона определяет полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с пунктом 2 Статьи 5 Устава Тюменской области от 30.06.1995 № 6, органы государственной власти области самостоятельно осуществляют полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договором о разграничении полномочий.
Закон Тюменской области от 28.12.2006 № 536 "О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области" определяет формы, порядок оказания поддержки субъектам туристской индустрии, осуществляющим деятельность по организации внутреннего и въездного туризма в Тюменской области.
Постановление Правительства Тюменской области от 15 ноября 2010 г. № 320-п "О Порядке предоставления субсидий субъектам туристской индустрии Тюменской области".
Раздел 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Цель:
Создание условий для формирования региональных турпродуктов и повышения их конкурентоспособности на российском и международном туристских рынках.
Задачи:
1. Содействие развитию предприятий туристского комплекса Тюменской области;
2. Формирование и продвижение туристского продукта Тюменской области на российском и международном туристских рынках.
Сформулированные цель и задачи государственной программы Тюменской области "Основные направления развития внутреннего и въездного туризма" до 2020 года соответствуют стратегическому приоритету Тюменской области "обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области".
Использование туристических ресурсов, с одной стороны, может приносить существенный доход, в том числе служить дополнительным доходным источником областного бюджета, с другой стороны, будет решать социальные задачи, в первую очередь, проблему занятости населения. Кроме того, развитие туристической отрасли направлено на диверсификацию экономики и формирование самостоятельной туриндустрии.
Сроки реализации государственной программы - 2015 - 2020 годы.
Система программных мероприятий представлена в Приложении 1 "Перечень мероприятий государственной программы".
Программой предусмотрен срок ее реализации - до 2020 года.
В связи с тем, что запланированные мероприятия выполняются ежегодно, этапы реализации программы не предусмотрены.
Государственная программа до 2020 года в целом ориентирована на информационно-организационное обеспечение развития отрасли туризма в регионе, содействие в создании и продвижении туристских продуктов области (проведение культурно-событийных мероприятий, реклама турресурсов), стимулирование организаций туристской отрасли к созданию высококачественных турпродуктов, создание условий для привлечения инвестиций в отрасль, подготовку и организацию повышения квалификации кадров.
Раздел 3. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система программных мероприятий представлена в Приложении 1 "Перечень основных мероприятий государственной программы", сроки и этапы исполнения мероприятий представлены в Приложении 3 "План мероприятий по реализации государственной программы".
Мероприятия государственной программы составлены исходя из поставленных цели и задач.
Раздел 4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Финансовое обеспечение государственной программы Тюменской области "Основные направления развития внутреннего и въездного туризма" до 2020 года осуществляется за счет средств областного бюджета.
Финансирование государственной программы за счет областного бюджета по годам:
2015 г. - 3 075 тыс. руб.
2016 г. - 5 102 тыс. руб.
2017 г. - 5 111 тыс. руб.
2018 г. - 5 111 тыс. руб.
2019 г. - 5 111 тыс. руб.
2020 г. - 5 111 тыс. руб.
Подробный перечень программных мероприятий с объемом финансирования по каждому из них представлен в Приложении 1 "Перечень основных мероприятий государственной программы". Сводная информация об общем финансовом обеспечении государственной программы приводится в Приложении 2 "Объемы и источники финансирования государственной программы".
Раздел 5. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
В систему показателей, характеризующих достижение цели и задач государственной программы, входят:
- темп роста оборота сферы туризма;
- количество туроператоров региона, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма;
- количество прибывших российских туристов и экскурсантов в Тюменскую область;
- количество прибывших иностранных туристов и экскурсантов в Тюменскую область;
Количественные значения показателей эффективности представлены в Приложении 4 "Показатели государственной программы".
Раздел 6. ОЦЕНКА НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
В качестве неблагоприятных внешних факторов, которые могут повлиять на реализацию государственной программы, следует назвать:
- снижение темпов роста ВРП;
- возникновение чрезвычайных ситуаций и ухудшение экологической обстановки в регионе;
- ухудшение социально-политической обстановки в стране и регионе, распространение опасных эпидемий;
- резкий рост цен на энергоресурсы, рост тарифов на услуги авиа и ж/д транспорта,
- рост стоимости на услуги гостиничных предприятий;
- ухудшение инвестиционного климата в регионе;
- отсутствие инвестиционных ресурсов, вследствие которых произойдет "заморозка" ряда проектов в сфере туриндустрии;
- усиление конкуренции со стороны Урало-Сибирского региона (особенно в части предоставления бизнес и конгресс-услуг);
- нехватка финансовых ресурсов на реставрацию историко-культурных объектов и, как следствие, - ухудшение их внешнего и внутреннего состояния.
Снижение указанных рисков должно быть основано на позиционировании Тюменской области как региона, благоприятного и безопасного для туризма, привлекательного для инвестиционных вложений, создании комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере туризма, разработке рекомендаций и консультативной помощи субъектам туристического бизнеса.
Среди мер, направленных на предотвращение неблагоприятных факторов, влияющих на реализацию государственной программы, следует выделить:
- повышение эффективности мер безопасности туризма, защиты прав и законных интересов туристов, своевременное обеспечение туристов необходимой информацией о распространение опасных эпидемий, возникновении чрезвычайных ситуаций и ухудшении экологической и социально-политической обстановки в стране и регионе;
- проработка дополнительных рычагов поддержки инвестиционных проектов, реализующихся в сфере туризма на территории Тюменской области;
- раскрытие потенциала Тюменской области через создание туристских кластеров и брендов, что, несомненно, усилит конкурентоспособность региона, как на внутреннем так и на международном рынке;
- максимальное вовлечение туризма в популяризацию и использование историко-культурного наследия Тюменской области;
- формирование мероприятий направленных на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и Интернет-ресурсов; развитие производства и проката роликов о туристских ресурсах Тюменской области;
- проявление инициативы по внесению изменений в Федеральные законы, регулирующие турагентскую и туроператорскую деятельность в РФ.
Раздел 7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации программных мероприятий предусматривает использование всей совокупности существующих управленческих методов воздействия на процесс реализации программных мероприятий, включающий организационные, экономические, финансовые, правовые, социально-психологические, информационные и иные методы.
В основу организации выполнения государственной программы положены принципы открытости, добровольности и взаимной выгоды, которые обеспечивают широкие возможности для участия всех заинтересованных юридических и физических лиц, стимулируют предпринимательскую деятельность в отрасли.
Управление, координация и контроль за выполнением государственной программы осуществляется Департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, который является Государственным заказчиком государственной программы.
Предоставление государственной поддержки в сфере внутреннего и въездного туризма будет рассматриваться на специальной Комиссии, состоящей из представителей компетентных органов государственной власти области и независимых экспертов.
Государственный заказчик государственной программы:
- готовит и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий государственной программы на очередной финансовый год;
- несет ответственность за реализацию государственной программы в целом.
Организационные мероприятия:
1. Содействие развитию предприятий туристского комплекса Тюменской области, в том числе:
1.1. в виде Предоставления субсидий субъектам государственной поддержки на возмещение части затрат, связанных с организацией экскурсионных программ для школьников Тюменской области, и на возмещение части затрат на организацию железнодорожных туров в Тюменскую область и по Тюменской области;
1.2. Обеспечение деятельности центра туризма на базе государственного учреждения Тюменской области "Областной бизнес-инкубатор";
2. Формирование и продвижение туристского продукта Тюменской области на российском и международном туристских рынках, в том числе:
2.1. Организация и проведение событийных мероприятий;
2.2. Организация и проведение выставки-ярмарки сувениров и изделий народных промыслов;
2.3. Организация и проведение рекламно-информационных туров по Тюменской области для туроператоров и представителей СМИ;
2.4. Подготовка информационных материалов для изготовления путеводителя по Тюменской области;
2.5. Организация и проведение курсов повышения квалификации для действующих субъектов туристской индустрии;
2.6. Организация и проведение Дня туризма по-Тюменски;
2.7. Презентация туристских ресурсов Тюменской области на туристской выставке.
3. Аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи;
4. Организация и проведение круглых столов с представителями туристической индустрии по вопросу предоставления субсидий в сфере туризма;
5. Пресс-конференция директора Департамента для СМИ о развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области;
6. Размещение информации на портале органов исполнительной власти (анонсов мероприятий, новостей, актуализация разделов);
7. Размещение информации на сайте "Туристические ресурсы Тюменской области" (сбор и подготовка информации, актуализация разделов, написание и размещение новостей, анонсов мероприятий);
8. Мониторинг высокопроизводительных рабочих мест;
9. Мониторинг статистических данных.
Экономические мероприятия:
1. Определение наиболее перспективных направлений развития внутреннего и въездного туризма;
2. Определение исполнителей государственных контрактов при осуществлении государственных закупок;
3. Контроль исполнения контрактов, анализ результатов исполнения контрактов;
4. Стимулирование предпринимательской активности в сфере туризма.
Правовые мероприятия:
1. Внесение изменений в постановление Правительства Тюменской области от 15.11.2010 № 320-п "О порядке предоставления субсидий субъектам туристской индустрии Тюменской области".
Разработка и утверждение нормативно-правовых документов будет осуществляться совместно с Главным правовым управлением Правительства Тюменской области.
Раздел 8. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
В соответствии с утвержденным порядком Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области по итогам проведенного мониторинга предоставляет отчет о реализации государственной программы в Департамент экономики и Департамент финансов Тюменской области по итогам полугодия и по итогам года.
Внешний мониторинг за эффективностью выполнения программных мероприятий осуществляется Департаментом экономики Тюменской области в пределах своей компетенции.
Внутренний мониторинг реализации государственной программы осуществляется Департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области на основе утвержденных в государственной программе показателей.
В Приложении 5 "Мониторинг реализации государственной программы" представлены характеристики показателей государственной программы, источники и периодичность получения информации, алгоритм расчета, периодичность мониторинга.
Мониторинг реализации государственной программы включает в себя следующие виды работ:
- анализ данных, представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области;
- проведение социологических исследований по определению объемов внутреннего туристического потока и анализу вклада туризма в экономику Тюменской области;
- взаимодействие с Министерством культуры РФ и Федеральным агентством по туризму по вопросам совершенствования системы мониторинга программ по развитию въездного и внутреннего туризма.
- проведение анализа реализации мероприятий (сбор отчетов по результатам проведенного мероприятия: о количестве участников - мероприятия, в том числе туристов, о количестве публикаций в СМИ, о количестве заключенных договоров о сотрудничестве, по итогам участия в выставках и т.д.);
- ведение реестров: туристских маршрутов, туристических фирм, гостиниц, санаториев, охотничье-рыболовных баз Тюменской области и др.
Результаты мониторинга позволяют:
- иметь постоянную объективную информацию о ходе реализации государственной программы;
- принимать своевременные решения по повышению эффективности реализации государственной программы.
Приложение 1
к государственной программе
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО
И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА" ДО 2020 ГОДА
Государственный заказчик: Департамент инвестиционной
политики и государственной поддержки предпринимательства
Тюменской области
№ п/п
Виды затрат и основные мероприятия
Условное обозначение направления расходов
Объем финансирования в 2013 году, тыс. руб. (отчет)
Объем финансирования в 2014 году, тыс. руб. (факт)
Предложения по финансированию программы в плановом периоде, тыс. руб.
Наименование и реквизиты федеральных и региональных НПА, поручений Президента и Правительства РФ
Получатели бюджетных средств
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Всего по программе, в том числе:
6281,54
5206,47
3075,00
5102,00
5111,00
5111,00
5111,00
5111,00
Бюджетные инвестиции, всего
0
0
0
0
0
0
0
0
НИОКР, всего
0
0
0
0
0
0
0
0
Текущие расходы, всего
6281,54
5206,47
3075,00
5102,00
5111,00
5111,00
5111,00
5111,00
в т.ч. расходы на управление, всего
0
0
0
0
0
0
0
0
из общего объема:
1. Мероприятия на выполнение поручений Президента, Правительства РФ
0
0
0
0
0
0
0
0
2. Софинансирование из областного бюджета федеральных полномочий
0
0
0
0
0
0
0
0
3. Софинансирование в рамках ФЦП, ФАИП, иных программ федеральных министерств и ведомств
0
0
0
0
0
0
0
0
4. Субсидии и субвенции местным бюджетам
0
0
0
0
0
0
0
0
в том числе:
4.1. на выполнение полномочий РФ и субъекта РФ
0
0
0
0
0
0
0
0
4.2. на выполнение иных мероприятий
0
0
0
0
0
0
0
0
5. Сумма расходов на мероприятия, направленные на оказание услуг и улучшение их качества
0
0
0
0
0
0
0
0
6. Сумма расходов на строительство (реконструкцию) объектов, участие в уставном капитале организации и т.д.
0
0
0
0
0
0
0
0
7. Прочие мероприятия (без учета расходов на управление)
7
6281,54
5206,47
3075,00
5102,00
5111,00
5111,00
5111,00
5111,00
8. Справочно: Объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, рассчитанный нормативным методом
0
0
0
0
0
0
0
0
Цель: Создание условий для формирования региональных турпродуктов и повышения их конкурентоспособности на российском и международном туристских рынках
Расходы по Цели, всего
6281,54
5206,47
3075,00
5102,00
5111,00
5111,00
5111,00
5111,00
Бюджетные инвестиции по Цели, всего
0
0
0
0
0
0
0
0
НИОКР по Цели, всего
0
0
0
0
0
0
0
0
Текущие расходы по Цели, всего
6281,54
5206,47
3075,00
5102,00
5111,00
5111,00
5111,00
5111,00
Расходы по задачам:
Задача 1. Содействие развитию предприятий туристского комплекса Тюменской области
Бюджетные инвестиции
0
0
0
0
0
0
0
0
в том числе:
Строительство (реконструкция)
0
0
0
0
0
0
0
0
Приобретение оборудования, относимого на бюджетные инвестиции
0
0
0
0
0
0
0
0
Прочие бюджетные инвестиции
0
0
0
0
0
0
0
0
НИОКР
0
0
0
0
0
0
0
0
в том числе по мероприятиям:
Текущие расходы
1642,34
1404,00
475,00
500,00
500,00
500,00
500,00
500,00
в том числе по мероприятиям:
1.1.
Предоставление субсидий субъектам государственной поддержки, возмещение части затрат, связанных с организацией экскурсионных программ для школьников Тюменской области
7
1142,34
484,66
475,00
500,00
500,00
500,00
500,00
500,00
Постановление Правительства Тюменской области от 15 ноября 2010 года № 320-п "О порядке предоставления субсидий субъектам туристской индустрии ТО"
ДИП и ГПП ТО
1.2.
Предоставление субсидий субъектам туристской индустрии (возмещение части затрат на организацию железнодорожных туров в Тюменскую область и по Тюменской области)
7
0,00
0,00
0
0
0
0
0
0
Постановление Правительства Тюменской области от 15 ноября 2010 года № 320-п "О порядке предоставления субсидий субъектам туристской индустрии ТО"
ДИП и ГПП ТО
1.3.
Обеспечение деятельности центра туризма на базе государственного бюджетного учреждения Тюменской области "Областной бизнес-инкубатор"
7
500,00
919,34
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
ДИП и ГПП ТО
Всего на задачу 1:
1642,34
1404,00
475,00
500,00
500,00
500,00
500,00
500,00
Задача 2. Формирование и продвижение туристского продукта Тюменской области на российском и международном туристских рынках
Бюджетные инвестиции
0
0
0
0
0
0
0
0
в том числе:
Строительство (реконструкция)
0
0
0
0
0
0
0
0
Приобретение оборудования, относимого на бюджетные инвестиции
0
0
0
0
0
0
0
0
Прочие бюджетные инвестиции
0
0
0
0
0
0
0
0
НИОКР, всего
0
0
0
0
0
0
0
0
в том числе:
Текущие расходы
4639,20
3802,46
2600,00
4602,00
4611,00
4611,00
4611,00
4611,00
в том числе по мероприятиям:
2.1.
Организация и проведение событийных мероприятий
7
379,20
1197,96
2500,00
2502,00
2511,00
2511,00
2511,00
2511,00
Реализация Закона Тюменской области от 28 декабря 2006 года № 536 "О развитии внутреннего и въездного туризма в ТО"
ДИП и ГПП ТО
2.2.
Организация и проведение выставки-ярмарки сувениров и изделий народных промыслов
7
98,00
0
0
0
0
0
0
0
Реализация Закона Тюменской области от 28 декабря 2006 года № 536 "О развитии внутреннего и въездного туризма в ТО"
ДИП и ГПП ТО
2.3.
Организация и проведение рекламно-информационных туров по Тюменской области для туроператоров и представителей СМИ
7
720,00
0
0
0
0
0
0
0
Реализация Закона Тюменской области от 28 декабря 2006 года № 536 "О развитии внутреннего и въездного туризма в ТО"
ДИП и ГПП ТО
2.4.
Прокат тематической передачи о туристических ресурсах Тюменской области на российском телеканале
7
2442,00
599,00
0
0
0
0
0
0
Реализация Закона Тюменской области от 28 декабря 2006 года № 536 "О развитии внутреннего и въездного туризма в ТО"
ДИП и ГПП ТО
2.5.
Изготовление путеводителя по Тюменской области
7
0
417,00
0
0
0
0
0
0
Реализация Закона Тюменской области от 28 декабря 2006 года № 536 "О развитии внутреннего и въездного туризма в ТО"
ДИП и ГПП ТО
2.6.
Организация и проведение курсов повышения квалификации для действующих субъектов туристской индустрии
7
1000,00
999,00
0,00
2000,00
2000,00
2000,00
2000,00
2000,00
Протокол совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе 15 октября 2011 г. № 29
ДИП и ГПП ТО
2.7.
Организация и проведение Дня туризма по-Тюменски
7
0
492,50
0
0
0
0
0
0
Реализация Закона Тюменской области от 28 декабря 2006 года № 536 "О развитии внутреннего и въездного туризма в ТО"
ДИП и ГПП ТО
2.8.
Презентация туристских ресурсов Тюменской области на туристской выставке
7
0
97,00
100,00
100,00
100,00
100,00
100,00
100,00
Реализация Закона Тюменской области от 28 декабря 2006 года № 536 "О развитии внутреннего и въездного туризма в ТО"
ДИП и ГПП ТО
Всего на задачу 2:
4639,20
3802,46
2600,00
4602,00
4611,00
4611,00
4611,00
4611,00
Распределение средств в составе программы по каждому бюджетополучателю
1. Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области
6281,54
5206,47
3075,00
5102,00
5111,00
5111,00
5111,00
5111,00
Приложение 2
к государственной программе
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО
ТУРИЗМА" ДО 2020 ГОДА
Государственный заказчик: Департамент инвестиционной
политики и государственной поддержки предпринимательства
Тюменской области
тыс. руб.
№ п/п
Плановый период
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1
2
3
4
4
5
6
1
ВСЕГО на достижение цели (целей) программы, в том числе:
3075,00
5102,00
5111,00
5111,00
5111,00
5111,00
2
областной бюджет
3075,00
5102,00
5111,00
5111,00
5111,00
5111,00
3
из них
4
средства областного бюджета
3075,00
5102,00
5111,00
5111,00
5111,00
5111,00
5
субвенции и субсидии федерального бюджета
-
-
-
-
-
-
6
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
7
внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
8
Цель "Создание условий для формирования региональных турпродуктов и повышения их конкурентоспособности на российском и международном туристских рынках "
в том числе:
9
Задача 1 "Содействие развитию предприятий туристского комплекса Тюменской области"
475,00
500,00
500,00
500,00
500,00
500,00
10
в том числе:
11
областной бюджет
475,00
500,00
500,00
500,00
500,00
500,00
12
из них
13
средства областного бюджета
475,00
500,00
500,00
500,00
500,00
500,00
14
субвенции и субсидии федерального бюджета
-
-
-
-
-
-
15
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
16
внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
17
Задача 2 "Формирование и продвижение туристского продукта Тюменской области на российском и международном туристских рынках"
2600,00
4602,00
4611,00
4611,00
4611,00
4611,00
18
в том числе:
19
областной бюджет
2600,00
4602,00
4611,00
4611,00
4611,00
4611,00
20
из них
21
средства областного бюджета
2600,00
4602,00
4611,00
4611,00
4611,00
4611,00
22
субвенции и субсидии федерального бюджета
-
-
-
-
-
-
23
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
24
внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
Приложение 3
к государственной программе
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ 2015 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016, 2017 ГОДЫ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА" ДО 2020 ГОДА
Государственный заказчик: Департамент инвестиционной
политики и государственной поддержки предпринимательства
Тюменской области
№ п/п
Наименование основного мероприятия
Ответственный исполнитель
Срок реализации мероприятия
Ожидаемый результат реализации мероприятия (контрольное событие)
2015 год
2016 год
2017 год
Цель: Создание условий для формирования региональных турпродуктов и повышения их конкурентоспособности на российском и международном туристских рынках
Задача 1. Содействие развитию предприятий туристского комплекса Тюменской области
1.1.
Предоставление субсидий субъектам государственной поддержки, возмещение части затрат, связанных с организацией экскурсионных программ для школьников Тюменской области
Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области
01.01.2015 - 31.12.2015
01.01.2016 - 31.12.2016
01.01.2017 - 31.12.2017
Удовлетворение не менее 100% субъектов государственной поддержки, отобранных для получения субсидии, учитывая возможности областного бюджета
Задача 2. Формирование и продвижение туристского продукта Тюменской области на российском и международном туристских рынках
2.1.
Организация и проведение событийных мероприятий
Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области
01.01.2015 - 31.05.2015
01.01.2016 - 31.05.2016
01.01.2017 - 31.05.2017
Организация и проведение не менее 5 событийных мероприятий в год
2.6.
Организация и проведение курсов повышения квалификации для действующих субъектов туристской индустрии
Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области
01.03.2015 - 30.11.2015
01.03.2016 - 30.11.2016
01.03.2017 - 30.11.2017
Количество человек, прошедших курсы повышения квалификации, проводимые в рамках реализации государственной программы, составляет 100 человек ежегодно
2.8.
Презентация туристских ресурсов Тюменской области на туристской выставке
Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области
01.01.2015 - 30.04.2015
01.01.2016 - 30.04.2016
01.01.2017 - 30.04.2017
Участие не менее чем в 2 туристских выставках ежегодно для презентации туристского потенциала региона
Приложение 4
к государственной программе
ПОКАЗАТЕЛИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА"
ДО 2020 ГОДА
№ п/п
Ед. изм.
Направленность показателя (прямого/обратного счета)
Весовой коэффициент (для показателей цели)
Факт 2013 года (базовое значение)
Факт, 2014 год
Планируемый период
Целевое значение показателя
Обоснование прогнозных и целевых значений
Примечание
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Цель: Создание условий для формирования региональных турпродуктов и повышения их конкурентоспособности на российском и международном туристских рынках
1
Показатель цели: темп роста оборота сферы туризма
% к пред. году
п.
1
104,8
105,3
104,9
105,0
105,0
105,0
105,0
105,0
105,0
Прогноз на 2015 - 2020 гг. составлен с учетом темпов роста реальных располагаемых доходов населения
Финансовые затраты по цели
тыс. руб.
6281,54
5206,47
3075,00
5102,00
5111,00
5111,00
5111,00
5111,00
Задача 1. "Содействие развитию предприятий туристского комплекса Тюменской области"
2
Показатель 1: Количество туроператоров региона, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма
ед.
п.
35 <*>
39
35
35
35
35
35
35
35
Значение показателя на плановый период определяется исходя из фактического значения показателя за 2013 год
Финансовые затраты по задаче 1
тыс. руб.
1642,34
1404,00
475,00
500,00
500,00
500,00
500,00
500,00
Задача 2. Формирование и продвижение туристского продукта Тюменской области на российском и международном туристских рынках
3
Показатель 1: Количество прибывших российских туристов и экскурсантов в Тюменскую область, всего
тыс. чел.
п.
1730,6
1854,5
2014,6
2067,0
2135,3
2205,8
2278,6
2353,7
2353,7
Прогноз на 2015 - 2020 гг. составлен с учетом темпов роста реальных располагаемых доходов населения
4
Показатель 2: Количество прибывших иностранных туристов и экскурсантов в Тюменскую область, всего
тыс. чел.
п.
42,8
46,6
47,8
49,0
50,7
52,4
54,1
55,9
55,9
Финансовые затраты по задаче 2
тыс. руб.
4639,20
3802,46
2600,00
4602,00
4611,00
4611,00
4611,00
4611,00
Итого финансирование по программе:
тыс. руб.
6281,54
5206,47
3075,00
5102,00
5111,00
5111,00
5111,00
5111,00
--------------------------------
<*> - данные Единого федерального реестра туроператоров, по состоянию на 18.02.2014.
Приложение 5
к государственной программе
МОНИТОРИНГ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО
ТУРИЗМА" ДО 2020 ГОДА
Государственный заказчик: Департамент инвестиционной
политики и государственной поддержки предпринимательства
Тюменской области
по итогам полугодия - 20 августа и по итогам года в срок до
15 марта года, следующего за отчетным годом
(сроки предоставления отчетов о достижении значений
показателей государственными заказчиками в департамент
экономики области)
№ п.п.
Наименование показателя
Назначение и характеристика показателя
Направленность показателя (прямого/обратного счета)
Получение информации государственными заказчиками
Алгоритм расчета
Периодичность мониторинга
Источник получения
Вид информации (ведомственная/статистическая), наименование отчетной формы
Сроки получения информации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.
Темп роста оборота сферы туризма
Показатель представляет собой темп роста объема денежной выручки, полученной организациями от обслуживания туристов
П
Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области
Статистическая, Показатели оборота организаций (юридических лиц) по видам экономической деятельности
Не позднее 15 августа года, следующего за отчетным годом
Показатель введен приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 "Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации. Вклад туризма в экономику субъектов Российской Федерации". Данные о значении показателя предоставляются территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Тюменской области.
Показатель представляет собой темп роста объема денежной выручки, полученной организациями от обслуживания туристов.
А = В / С * 100%,
А - темп роста оборота сферы туризма в текущем году;
В - оборот сферы туризма текущего года в млн. руб.;
С - оборот сферы туризма предшествующего года в млн. руб.
Ежегодная
2.
Количество туроператоров региона, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма
Отражает количество туроператоров региона, системно специализирующихся на продвижении внутреннего и въездного туризма
П
Данные Единого реестра туроператоров Федерального агентства по туризму.
Ведомственная, Единый реестр туроператоров Федерального агентства по туризму
Не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом
Данные Единого реестра туроператоров Федерального агентства по туризму. Показатель не рассчитывается.
Полугодовая
3.
Количество прибывших российских туристов и экскурсантов в Тюменскую область
Показатель отражает число российских туристов, которые для временного проживания в Тюменской области воспользовались услугами КСР, а также число туристов, которые не воспользовались услугами КСР, а также количество экскурсантов
П
- данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области;
- данные проведенных научно-исследовательских работ по определению объемов внутреннего туристического потока и анализу вклада туризма в экономику Тюменской области;
- данные органов местного самоуправления
Ведомственная, Статистическая, Статистический сборник "Туризм в Тюменской области", Показатель "Объем туристского потока в Тюменской области без автономных округов"
Не позднее 15 августа года, следующего за отчетным годом
Показатель введен приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 "Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации. Вклад туризма в экономику субъектов Российской Федерации". Расчет производится на основе специальных обследований, проводимых не реже 1 раза в 3 года, и Методических рекомендаций по проведению социологических обследований, изданных Ростуризмом.
A = B + C
A - количество прибывших российских туристов и экскурсантов в Тюменскую область
B - количество прибывших российских туристов в Тюменскую область
C - количество российских экскурсантов в Тюменской области
Ежегодная
4.
Количество прибывших иностранных туристов и экскурсантов в Тюменскую область
Показатель отражает число иностранных туристов, которые для временного проживания в Тюменской области воспользовались услугами КСР, а также число туристов, которые не воспользовались услугами КСР, а также количество экскурсантов
П
- данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области;
- данные проведенных научно-исследовательских работ по определению объемов внутреннего туристического потока и анализу вклада туризма в экономику Тюменской области;
- данные органов местного самоуправления
Ведомственная, Статистическая, Статистический сборник "Туризм в Тюменской области", Показатель "Объем туристского потока в Тюменской области без автономных округов"
Не позднее 15 августа года, следующего за отчетным годом
Показатель введен приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 "Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации. Вклад туризма в экономику субъектов Российской Федерации". Расчет производится на основе специальных обследований, проводимых не реже 1 раза в 3 года, и Методических рекомендаций по проведению социологических обследований, изданных Ростуризмом.
A = B + C
A - количество прибывших иностранных туристов и экскурсантов в Тюменскую область
B - количество прибывших иностранных туристов в Тюменскую область
C - количество иностранных экскурсантов в Тюменской области
Ежегодная
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: